Обсуждение поправок в статью 26 Конституции РК: "граждане" или "каждый"?

Фотография - Обсуждение поправок в статью 26 Конституции РК: "граждане" или "каждый"?

Фото: today.kz

Today.kz спросил экспертов: нужна ли Казахстану такая поправка? Мнения разделились.

26763 17


В Казахстане продолжается обсуждение поправок в Конституцию страны. И если первое время средства массовой информации широко освещали именно вопрос перераспределения властных полномочий между правительством и парламентом, то сейчас акцент переменился. Трендом стало обсуждение возможных поправок в статью 26 Основного закона нашей страны.

Напомним, что в рамках предлагаемых поправок в положении "Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество" слово "граждане" может быть заменено на "каждый".

Что скрывается за этой заменой? Today.kz спросил экспертов: нужна ли Казахстану такая поправка? Мнения разделились.

На заседании правительства 7 февраля общественный деятель Мухтар Тайжан заявил, что статью 26 менять не нужно.

"Пользуясь сегодняшней возможностью, я хотел бы сказать, что планируется изменение 26-й статьи Конституции. Я думаю, что данную статью нужно оставить без изменений, потому что это предложение вызывает большое сомнение", – заявил он.

В комментарии корреспонденту Today.kz Мухтар Тайжан аргументировал свою позицию тем, острой необходимости в изменениях нет.

"У народа эти изменения вызывают большие опасения, большие тревоги. Под изменением этой статьи подразумевается предоставление права иностранцам покупать землю в Казахстане, использовать участки сельхозназначения. Майдан Сулейменов, признанный эксперт по гражданскому праву, дал развернутое объяснение предлагаемых изменений, и у него такое же мнение - поправки не нужны. В социальных сетях уже по этому поводу идет флешмоб, поэтому я думаю, что власти нужно разрядить обстановку. Президент же выставил на обсуждение (поправки – Прим. автора), а не сказал, что такие вот изменения будут. Вот народ и высказывается", - сказал Тайжан.

Другой эксперт – практикующий юрист, член Казахстанского союза юристов Бахтияр Галимжанов - выразил мнение, что подобные опасения напрасны.

"На мой взгляд, необходимости в изменении статьи 26 Конституции нет, так как они кардинальным образом не меняют существующее положение вещей, но могут стать причинами создания коллизий в правоприменительной практике. В любом случае, примут ли поправки или нет, считаю, что территориальная целостность Казахстана будет сохранена, ведь она находится под защитой государства. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Конституции "Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом". Соответственно, институт права частной собственности на земельные участки регулируется законодательными актами Казахстана", - подчеркнул юрист.

Относительно моратория на действие отдельных норм Земельного кодекса РК Бахтияр Галимжанов выразил уверенность, что поправки в Конституцию его не отменят.

"Если обратиться к опыту других стран, в том числе таких развитых, как США, Франция, Норвегия и Финляндия, то там институт права собственности в Конституции не регулируется или же регулируется частично. Как известно, проблем с землей там нет. К слову, термин "каждый" в отношении права собственности содержится и в Основном законе России. И там проблемных ситуаций пока не возникало", - добавил эксперт.

Свое мнение о нюансах реформы высказал и профессор, директор НИИ гражданско-правовых исследований КАЗГЮУ Толеш Каудыров.

По его мнению, замена термина "граждане" на "каждый" обусловлена сугубо вопросами экономики. С учетом того, что в Казахстане собственниками могут быть не только граждане, было предложено расширить субъектный состав и указать, что каждый может иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.

"В экономических отношениях на территории Казахстана в качестве предпринимателей и просто собственников участвуют самые разные лица. Это и граждане республики, и иностранцы, и оралманы, и лица без гражданства. Каждый из них заинтересован в выгодном использовании своего имущества, получении доходов, но как минимум – в сохранности этого имущества. Указание "каждый" позволит применять данную статью без изменений в будущем, каким бы образом ни изменился круг субъектов-собственников", - отметил юрист.

В завершение Каудыров подчеркнул, что одним из важных новшеств можно считать содержание второго пункта статьи 26, где провозглашается "неприкосновенность частной собственности".

Отметим, что в статье 6 Конституции страны по поводу права собственности на землю написано, что "земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом".

Редакция Today.kz предлагает читателям принять участие в опросе, выбрав один из вариантов ответа на вопрос и высказав мнение в комментариях под статьей. 

Согласны ли Вы с заменой термина "граждане" на "каждый"?
Да, я согласен и считаю, что это укрепит гарантии сохранности собственности
Возможно, это оправдано, но следует четко определить список тех, кто может иметь собственность и какую
Нет, гарантии права собственности в Казахстане должны иметь только граждане
Свой вариант в комментариях


Загрузка...

Комментарии (17)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


Сания 9 февр. 5:22

У меня больше вопрос к дополнению части 2 этой статьи. Я полагаю, что в соответствии с этим дополнением теперь будет невозможно власти изъять землю для госнужд, если на этой земле стоит имущество в виде жилья? Или опять по закону о земле это будут продолжать делать? Не будет ли противоречить изъятие земли для госнужд под жилым домом Конституции, в случае принятия этой поправки? Ведь для людей здесь существенным является то, что они теряют жилье, а не землю. А в соответствии с этим дополнением следует, что не должно быть принято никаких НПА, которые позволяли бы лишить человека его жилья

Ответить


Жанка 9 февр. 9:14

Только граждане Казахстана должны иметь право на собственность.

Ответить


Сергей 13 февр. 23:34

Речь идет о предпринимательской деятельности, а не о земле. Принимая поправку, государство делает конкретный шаг, чтобы улучшить инвестиционный климат, не более. По земле же предельно ясно сказано - моратория никто не отменял и отменять не собирается.

Ответить


Ala ddyn 16 февр. 14:41

Сергей, прошу мозги не компоссировать! Благодаря кому эти земли называются Казахскими? То то же! Извиняюсь, если задел лишним.

Ответить


Олжас 1 марта 21:27

Сергей, под словам каждый имеется введу все и китай и америка и Россия. Земля пренадлежит народу а народ это гражданин РК. Прошу учитовать ЭТО!!!

Ответить


Даулет 15 февр. 15:33

Верните эту статью в "как было" либо пропишите что "каждый" может иметь имущество, за исключением земельных, природных ресурсов и т.д. !!! Я люблю свою землю и никому ее не отдам!!!

Ответить


Айша 16 февр. 17:03

В таком случае нужно четко в п.6 прописать: ЗЕМЛЯ КАЗАХСТАНА ПРИНАДЛЕЖИТ ТОЛЬКО НАРОДУ КАЗАХСТАНА И ОНА НЕДЕЛИМА!

Ответить


Аскар 16 февр. 22:55

Нет и нет

Ответить


Галым 19 февр. 1:12

пункт 2 статьи 26 Конституции оставить без изменения, инвестиционные климаты и/или другие вопросы можно решить на уровне других законодательных атов, но не на уровне Конституции. также хочу отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Конституции Единственным источником государственной власти является народ. Нет и нет поправкам в данную статью!!!

Ответить


житель 24 февр. 14:14

Ни в одной Конституции развитых стран не прописано права иностранных граждан на имущество и земли а регламентируются только постановлениями и законами, а у нас же НАОБОРОТ Конституция для иностранцев ВСЕ У НАС ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ а никчемные постановления и временные мораторий для своих граждан. Такое впечатление что казахи вообще мешаются здесь в государстве, лишние люди путаются под ногами у иностранных хозяев.

Ответить


ШЕРИЯЗДАН 27 февр. 21:21

Земля должна принадлежат только гражданину Казахстана

Ответить


ТасБулат 1 марта 14:05

Вообще что за государство и мы, народ Казахстана, кто в этой стране?! У этих правителей и депутатов нет детей, внуков, родственников в этой стране? Что, все уже на чемоданах?! Когда кончиться принимать "оригинальные" законы принимать, вроде временной прописки, теперь ещё имеет "каждый" право на лакомый кусок. Хватить Конституцию РК менять как перчатку в угоду "спекулянтам" богатств страны!!!

Ответить


Бауыр 1 марта 21:43

Пусть всевышний сохранит нашу землю для наших детей и спасет наш народ от зла идущего как изнутри так и извне. Пусть всевышний даст человеку осознание того что благо не унести собой на тот свет. И каждое нажитое нечистое благо будет спрошено нашим всевышним в тысячикратном размере. Всевышний дай мне благо которое я смогу заработать кровью и потом а не обманом и не зашет слез других.

Ответить


Шукшин В.М. 2 марта 15:14

По Закону РК " О правовых актах" в иерархий правовых актов Конституция имеет прямое действие и стоит первой, после идут Конституционные законы, кодексы,законы,указы и т.д. То есть, в случае принятия изменении в Конституцию , в том числе и в статью 26, будут внесены изменения и в гражданский и земельные кодексы. И не надо думать, что население страны такие уж лохи,которые ничего не понимают в юриспруденции. Непонятно,почему именно в январе 2017 года вдруг решили,что РК подошла к таким изменениям в перераспределении полномочии власти и именно в разгар кризиса настала такая пора,кто решил? Готов ли наш парламент и правительство брать дополнительные полномочия? Чем это они доказали за эти 25 лет? не нравится все это,когда второпях и впопыхах делается.

Ответить


сакен 3 марта 17:58

Шукшин В.М. согласен с вами... Как можно доверять парламенту, если депутаты назначаются, а, не избираются народом!? Пусть для начала научатся культуре общения между собой и глядя на них и мы начнём подтягиватся.

Ответить


BAHA 4 марта 21:02

Землю никому не отдадим! Я верю Казахстанцам! Мы едины! А с иностранными инвестициями надо быть очень осторожно. "Алмақтың да салмағы бар"- деген атам қазақ.

Ответить


Жанна 6 марта 13:09

Нет нужды в изменении этого закона.Наш народ,вот наши инвестиц и богатство.Каждый казахстанец примет участие в поднятии своей страны если государство даст возможность.

Ответить