Почему Сагинтаев публично наказал чиновников Минэнергетики, объяснил политолог

Казахстан
7548
Причина топливного кризиса в Казахстане кроется в низком качестве государственного менеджмента.

Эксперт объяснил публичное увольнение вице-министра энергетики Казахстана Асета Магауова, а также представление Президенту РК на вынесение выговора министру энергетики Канату Бозумбаеву. По словам политолога, директора "Группы оценки рисков" Досыма Сатпаева, это стало реакцией на возмущение, которое возникло из-за дефицита топлива в стране, передает Today.kz.

"Эти увольнения являются реакцией на негодование и возмущение, которое возникло по поводу дефицита топлива во многих городах Казахстана, в том числе и крупнейших. Это с учетом того, что Казахстан себя позиционирует как один из серьезных игроков на нефтегазовом рынке. Но, как выясняется, за 20 с лишним лет мы так и не смогли решить старую проблему, связанную с переработкой своего сырья", - отметил Сатпаев.

Политолог обратил внимание на то, что вопрос с модернизацией нефтеперерабатывающих заводов в стране так и не был решен. И это несмотря на огромные финансовые вливания в этом направлении.

"Модернизация идет последние 20 с лишним лет. И несмотря на те деньги, которые уже потратили на эту модернизацию, страна не может обеспечить себя нефтепродуктами. А может быть, в этом не заинтересованы игроки нашего топливного рынка, которым выгоднее за пределы Казахстана вывозить сырье, чем перерабатывать его внутри страны?" - задается вопросом эксперт.

В этой связи Досым Сатпаев напоминает, что дефицит топлива в Казахстане постоянно возникает. И это должно вызывать вопросы.

"Я помню, что об этом говорили еще в 1990-х годах. Определенный дефицит возникал во время посевной кампании. Это приводило к тому, что страдали наши сельхозпроизводители. Дефицит топлива неожиданно возникал в самый ненужный момент, когда нужно, к примеру, собирать хлеб. Появлялась информация о картельных сговорах таких производителей, повышались цены. Я бы назвал это саботажем. То, что происходит сейчас на рынке, хорошо характеризуется словом "саботаж", - подчеркнул директор "Группы оценки рисков".

Возможно, предполагает Сатпаев, внутри страны может существовать определенное лобби добытчиков нефти, которые не заинтересованы в переработки сырья на отечественных НПЗ.

"Сколько было у нас премьер-министров, правительств, сколько было программ по увеличению нефтепереработке, но воз и ныне там. Такое ощущение, будто у нас есть мощное лобби сырьевиков, которые препятствуют увеличению переработки в стране. Помните, предлагали построить четвертый НПЗ. Это было рациональное предложение, поскольку предприятие построили бы с учетом новых требований на современном оборудование, но тогда правительство отказалось от этой идеи", - отметил собеседник Today.kz.

В этом году обратили внимание на проблемы топливного рынка и авиаперевозчики. Компания Air Astana, напомним, сообщила, что 70 процентов авиационного керосина поставляется из России.

"Не выдержали наши авиаперевозчики. Они заявили, что мы на 70 процентов зависим от России с точки зрения авиатоплива. Тогда я задался вопросом: "Если наша гражданская авиация зависит от российского авиатоплива, то что говорить о военной авиации, например?". То есть выходит, что военная авиация тоже заправляется импортным топливом – это уже угроза и риск национальной безопасности. То есть мы видим безалаберность. Мы видим, что это приводит к рискам", - добавил Досым Сатпаев.

В качестве мер решения проблем с дефицитом эксперт предлагает регулировать рынок топлива экономическими методами и повысить его прозрачность для граждан.

"Я думаю, что здесь велосипед изобретать не надо. Тем более, что многие эксперты уже предлагали внести определенные корректировки в государственную политику. В частности, некоторые предлагали внести поправки в налоговое законодательство в плане нефтепереработки. То есть сделать так, чтобы нефть было выгодно перерабатывать внутри страны, а не гнать ее за границу. Это надо регулировать экономическими методами. Во-вторых, я считаю, нужно повысить прозрачность этого бизнеса. Чтобы не только все мы, а не только госструктуры, могли видеть всю цепочки от добычи до НПЗ, и как далее все идет на топливный рынок", - считает политолог.

И добавляет, что Казахстану, возможно, нужен четвертый нефтеперерабатывающий завод.

"Поставлять нефть на него нужно с наших крупных месторождений. Здесь надо вести переговоры с крупными иностранными инвесторами, которые работают в Казахстане. Это необходимо сделать, потому что они сами не заинтересованы в поставках нефти на внутренний рынок. Благодаря некоторым методам стимулирования, возможно, было бы неплохо, если эта нефть шла бы на завод. Тогда был бы шанс сократить зависимость от поставок из России", - отметил Сатпаев.

Подводя итог, эксперт подчеркнул, что все "топливные" проблемы исходят из низкого качества государственного менеджмента в этой отрасли.

"Все упирается в качество государственного менеджмента. В этом сегменте он у нас был не очень высоким. Эту проблему можно было решить давно: были возможности и программы, были и проблемы, о которых мы всегда говорим. "День сурка" все время создает ощущение, что кто-то очень не заинтересован в том, чтобы проблема не решалась. Поэтому эти увольнения, требования от министра энергетики быстрее решить проблему опять же имеют конъюнктурный характер. Кто даст гарантию, что через три-четыре года мы снова не столкнемся с этой проблемой, когда не будет ни премьер-министра, ни этих министров?" - подытожил Сатпаев.

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить