Как будут реформировать МВД РК: впервые у полицейских cпросили об их нуждах

Фотография - Как будут реформировать МВД РК: впервые у полицейских cпросили об их нуждах

Фото: asiarussia.ru

В числе основных предлагаемых изменений – сокращение штата и отказ от части полномочий некоторых сотрудников.

8638 3

Специальная группа в Министерстве внутренних дел РК завершила работу по выработке предложений, связанных с улучшением службы и повышением эффективности сотрудников органов внутренних дел в Казахстане. Всего было разработано 24 проектных предложения с учетом мнения самих полицейских. В числе основных предлагаемых изменений – сокращение штата и отказ от части полномочий, соответственно, и расходов в нескольких функциональных областях. О том, что изменится после проводимой реформы, в интервью корреспонденту Today.kz рассказала операционный руководитель проекта ЕС "Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане" Сауле Мектепбаева.

– Каких успехов добилась рабочая группа за время работы над программой перемен и трансформации?

– Группа разработала видение 24 проектных предложений, которые можно разделить условно на три группы: работа с кадрами, технологизация и улучшение рабочих процессов и, самое важное, социальная ориентированность работы полиции. Прежде чем разработать эти идеи и предложения, группа тщательно изучила наиболее успешные примеры трансформации полиции различных стран, основные теоретические разработки в области управления изменениями, а также провела ряд полевых исследований.

Нам всем хотелось, чтобы проекты, которые мы предлагаем, были не просто копией чего-то, что успешно сработало за рубежом, а тщательными и действительно нужными, проработанными предложениями. Впервые в истории развития отечественной правоохранительной службы мы спросили самих полицейских, что и как необходимо менять. Такое исследование провели в трех областях, опросив анонимно порядка двух тысяч сотрудников. Нас искренне удивили ответы, потому что, в отличие от ожидаемого вопроса о зарплатах, полицейские писали в анкетах, что нужно усилить вопросы технического оснащения.

Полицейские писали, например, что, к сожалению, не во всех регионах есть доступ к Интернету, а это значит, что возможности компьютера сведены к функциям печатной машинки, что существенно ограничивает поисковые, оперативные и даже следственные мероприятия. Конечно, вопрос зарплат поднимали, он стоял на втором месте по популярности, так же как и вопросы социального пакета и улучшения условий труда. Группа проанализировала, кто чаще всего и за какими услугами обращается в органы полиции. Анализ этих и других данных позволил сформировать проектные предложения, которые были презентованы министру Калмуханбету Касымову 31 января и получили его одобрение. Сейчас мы сотрудничаем с рабочей группой и узкоспециализированными службами над разработкой детальных проектов и планов действий.

– Какие сферы деятельности и проблемы ведомства обсуждались и, возможно, не нашли решения? А какие изменения и идеи были включены в финальные проекты по трем группам?

– Мы обсуждали все аспекты работы полиции. В группе работали представители самых разных служб: от миграции до административной полиции. Кроме того, нам писали полицейские из регионов, даже осужденные из колоний. Многие углубились в тему, когда в СМИ вышли публикации, начались обсуждения в социальных сетях. Полицейские-водители писали, например, что если снять погоны с них, то теряется смысл доступного в любое время суток водителя, что, по сути, работа привлекательна только по причине доплат, которую дают погоны. Писали, что если снять с них погоны, значит оставить полицию без транспорта.

Когда мы презентовали весь объем проектных предложений, министр предложил поделить их на три группы: то, что может быть выполнено уже сейчас, более сложные проекты, которые пусть и не сразу, но все-таки можно выполнить в рамках запланированных бюджетов, и долгосрочные проекты, где необходимо серьезное дополнительное финансирование.

Вот здесь, в третьей группе, решения найдены, они вроде бы есть, но для их выполнения нужны масштабные ресурсы. МВД – огромная машина, которая многие годы подряд финансируется в общем объеме серьезно, в контексте каждого отдельного сотрудника – скромно. Это как в большой многодетной семье, когда все время нужно принимать решение, кому в этом году нужно купить зимнюю обувь, а кто будет ходить в обносках. Здесь объективно выход один – рационализировать использование полиции. И это идея не моя, об этом говорит и министр внутренних дел.

Мы с группой анализировали вопрос рационализации и нашли четыре возможных функциональных области, где участие полиции, а значит и расходы, можно сократить. Я намеренно сейчас не будут называть эти области, чтобы не вводить никого в панику, потому как теперь этот проект будет тщательно детализирован и проработан службами МВД.

Основная цель работы состояла в том, чтобы предложить министру проекты, которые повышали бы уровень работы полиции и посредством этого влияли позитивно на уровень доверия населения. Понятно, что посредством просто имиджевой политики уровень доверия не повысить. Доверять полиции больше чем сегодня будут тогда, когда изменятся подходы к работе. Поэтому были предложены проекты по анализу рабочих процессов, таким образом, чтобы убрать ненужные бюрократические процедуры, выстроить четкие должностные инструкции, найти правильные критерии оценки эффективности полицейских. Это все длительные проекты из области правильного менеджмента кадрами и ресурсами, но рано или поздно их все равно придется делать в любой области, даже в такой традиционной, как полиция.

Технологизация – из той же области, очень трудоемкая часть работы, но такая же критически важная. Министерство многое уже делает в этом вопросе, но средств всегда недостаточно. Поэтому еще до нашего проекта министром было принято решение о том, чтобы программное обеспечение, необходимое для полиции, разрабатывать самостоятельно. Однако даже в таком случае вопрос очень сильно привязан к доступным ресурсам. Некоторые полицейские в соцопросе писали, что даже доступ к основной базе данных ЕРДР в регионах настолько затруднен, что иногда у них уходит целый день на ожидание нормальной связи для загрузки данных. Представьте себе, сколько рабочего времени было бы сэкономлено при наличии мощных компьютеров и каналов связи.

В пакете по социальной ориентированности полиции, например, было предложено запустить проекты по созданию понятных услуг полиции и удобных условий обращения в полицию и в органы внутренних дел в целом. Обращение в полицию или учреждение КУИС – это тоже госуслуга, а значит она должна предоставляться таким образом, чтобы ожидание было логичным и максимально информативных для обращающихся. Тот же принцип для любых мероприятий полиции за пределами их зданий – правильное разъяснение: что, зачем и как происходит с участием полиции.

В третий пакет вошли проекты кадровой работы. Здесь очень много предложений, касающихся обучения персонала, изменения концепции по рекрутингу, оценке результативности. Традиционно, как только обсуждается возможная реформа полиции, первая реакция общества – нужно сделать, как в Грузии, уволить всех и набрать новых. И, как бы странно это ни звучало, этот вариант – самый легкий, потому что строить новую культуру легче, чем менять существующую. Однако не все понимают, что этот "легкий" вариант не релевантен нам. Как часто говорят и пишут сами грузинские реформаторы, этот вариант подходил исключительно для Грузии и исключительно для того исторического этапа, когда коррупция среди полиции была настолько обыденным явлением, что взятки полицейским выкидывали из окна машины в спичечных коробках для удобства обеих сторон. У нас – другие вызовы, другие масштабы. Поэтому группой было предложено запустить проекты по изменению корпоративной культуры полиции, внедрению таких стандартов, которые выравнивали бы те перекосы, которые могут существовать в такой строго иерархичной системе, как полиция.

– Как все эти изменения отразятся на работе рядовых полицейских и жизни граждан? В частности, будут ли выделены в отдельную категорию полицейские, которые непосредственное заняты в правоохранительной деятельности?

– В рамках краткосрочных проектов – несколько простых проектов по тому, как сделать работу полиции понятной и доступной. Я уверена, что читатели не знают, но уже сейчас ресурсы МВД предоставляют огромный поток информации, полезной обычным гражданам. Например, на сайте МВД есть услуги по проверке телефонов и автомобилей в криминальной базе данных. Это означает, что, если вы хотите купить бывший в употреблении телефон, вы можете вбить IMEA-код телефона в эту базу данных и проверить, не украден ли он. То же самое потребители могут сделать с VIN‑кодами автомобилей, покупаемых не из автосалонов.

Там же на сайте можно найти адрес и контакты своего участкового пункта полиции. В целом, вы удивитесь узнать, но у полиции есть аккаунты во всех социальных сетях: Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте, каналы в YouTube и KazTube, и население уже на данном этапе многое может узнать из этих источников информации. Попытайтесь найти и подписаться. Вопрос в том, чтобы сделать эти внешние коммуникации более эффективными, информативными и понятными.

В разработке нашей группы также проекты по улучшению условий службы полицейских. Здесь, конечно, многое зависит от региональных руководителей – как быстро они начнут внедрять новые подходы к работе с населением, повышению комфортности приемных полиции.

Что касается выделения полицейских в чистом виде, то, как я уже говорила, выделено четыре категории функций, где функции полиции могут быть сокращены. У нас часто действует концепция, что если никакой другой госорган не может выполнить определенные функции, их выполнит полиция. Возьмем, например, лиц, страдающих алкогольной зависимостью. Помещение их на принудительное лечение – полная ответственность участковых, которым приходится самим провозить этих лиц по всем больницам, получать вместе с ними все справки, а потом доставлять на лечение. Если речь идет об отдаленном от города районе, то часто это может занимать до нескольких дней. Я уверена, что существуют и другие зоны работы, где участие полицейских не является принципиально необходимым.

– Ранее говорилось, что все эти изменения будут проводиться в рамках уже существующего бюджета. Расскажите, как это планируется реализовать.

– Действительно, когда мы работали над проектами, основной критерий был таким  – не выходить за пределы имеющегося бюджета. И целая группа проектов именно так и сформирована. Однако есть и долгосрочные проекты, которые невозможно будет реализовать без долгосрочных вложений. Вместе с тем многие проекты делают использование ресурсов более рациональным, а значит экономят ресурсы. Мы предлагаем такие решения, при которых опытные менеджеры на местах смогут найти резервы рабочего времени и средств, которые можно будет рационально перераспределить. С другой стороны, некоторые пункты полиции в регионах находятся в таких ограниченных условиях, что никаких других решений, как вклад в здания и инфраструктуру, нет.

– Кто входил в группу, которая занимается разработкой проектов?

– Группа была сформирована из представителей центрального аппарата министерства, наиболее опытных сотрудников. Кроме того, мы привлекали представителя из Академии МВД в Караганде. Сейчас проекты детализируются и дорабатываются с участием узких специалистов самых различных служб. С экспертной стороны работу группы курировала и до сих пор курирует известная казахстанская правозащитница Жемис Турмагамбетова.

На данном этапе, когда все проекты в стадии детализации, мне сложно раскрывать детали, однако в любом случае мы обязательно ознакомим общество с этими проектами, когда до конца будут просчитаны расходы, возможности и риски. Очень важно, чтобы на этапе разработки общество имело возможность высказать свои предложения и обсудить предстоящие изменения. Я надеюсь, что, когда проекты будут выставлены для публичного обсуждения, общество отреагирует и поделится предложениями.

– Спасибо за интервью!




Загрузка...

Комментарии (3)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?


Андрей 21 февр. 9:48

Все реформы касаются территориальных органов. Тут всегда забывают про транспортную полицию. Транспортная полиция- это не ГИБДД,транспортная полиция- это полиция на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Она никакого отношения к автодорогам не имеет. По этой причине про неё всегда забывают. И реформы её не касаются. Да и личный состав транспортной полиции работает в очень льготном режиме, и штаты управлений зачастую настолько раздуты, что сотрудники работают по факту 2-3 часа в день. Остальное время на чай (ОООП Приволжского ЛУ МВД России на транспорте). Транспортную полицию никогда не привлекают на общегородские мероприятия. Поэтому работать там считается кайфом. Вот где реформа нужна, так это там.

Ответить


Султан 23 февр. 22:52

Квартирные нужны, зарплата 80000 а квартиры цены знаете

Ответить


ера 28 февр. 20:45

квартирный платили бы эх

Ответить