Расул Рысмамбетов
финансовый консультант
1916

Прагматизм модернизации

Речь идет о прагматизме как о сугубо практическом применении ресурсов и усилий.
Фотография - Прагматизм модернизации Иллюстративное фото

Весной 2017 года Казахстан принял новую государственную программу "Рухани жанғыру", у нее множество сторонников, которые собираются ее реализовывать. Часто исполнители госпрограмм имеют лишь один показатель ее эффективности – освоение бюджета. Однако этого недостаточно, чтобы программа состоялась. Today.kz продолжает публиковать цикл статей, включающих параметры, по которым можно попробовать оценить эффективность реализации программы.   

На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы

", – сказал Нурсултан Назарбаев.

Вообще прагматизм — это философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Но в данном случае речь идет о прагматизме как о сугубо практическом применении ресурсов и усилий.

То есть можно понять, что в модернизации сознания важную роль занимает практическая польза от затрачиваемых нами усилий и вкладываемых ресурсов. Однако в таком случае принцип прагматизма можно применить ко всем государственным программам, включая и "Рухани жаңғыру".

Не все в мире измеряется деньгами, но без денег останавливается все. Поэтому первым признаком прагматизма в государственной экономической политике должна быть окупаемость всех без исключения государственных программ.

Это значит, что если в государственную программу вложили, например, один миллиард тенге, то она должна приносить как минимум больше, чем ставка инфляции (шесть-восемь процентов годовых на данные момент), а в идеале – как банковский депозит (10 процентов на данный момент).

Вероятно, поэтому многие национальные компании Казахстана не всегда спешат с выполнением своих инвестиционных программ, так как их выполнение вовсе не гарантирует прибыльность выше чем банковский депозит, где обычно эти компании хранят средства.

Разумеется, что не все государственные программы можно измерить прибыльностью. Есть программы, как, например, в области здравоохранения, которые принесут прибыль через здоровую нацию и улучшение работоспособности.

И все же в "Стратегии-2050" четко указано следующее: "Экономическая политика нового курса – всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности".

Вот перечень государственных программ, которые указаны на сайте электронного правительства:

– программа посткризисного восстановления (оздоровление конкурентоспособных предприятий);

– программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан "Агробизнес-2017";

– программа "Производительность 2020";

– программы развития регионов до 2020 года;

– единая программа поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020";

– программа вывода пакетов акций дочерних и зависимых организаций акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" на рынок ценных бумаг;

– программа по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011–2015 годы;

– программа по развитию сферы услуг в Республике Казахстан до 2020 года;

– государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы;

– государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011–2020 годы.

А вот список программ и стратегий с сайта Акорды:

– стратегия "Казахстан-2050";

– государственная программа инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на 2015-2019 годы;

– стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года;

– государственная программа индустриально-инновационного развития;

– государственная программа развития образования Республики Казахстан;

– государственная программа "Информационный Казахстан - 2020";

– государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан;

– государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Денсаулық" на 2016–2019 годы.

Несмотря на то, что названия ряда программ звучат весьма далеко от финансового подхода, тем не менее в них можно найти показатели, которые должны измерить их прагматичность, практическую пользу для бюджета.

Например, программа "Нұрлы жол" должна, что исходит из самого названия, ускорить среднюю скорость перевозки пассажиров и грузов между регионами Казахстана, не просто увеличить "транзитный потенциал", а увеличить тоннаж транзитных грузов через республику.

Государственная программа индустриально-инновационного развития должна увеличить номенклатуру товаров, производимых в Казахстане, увеличить глубину переработки сырья и вообще – изменить структуру экономики. Однако тяжело найти где бы эти показатели отслеживались, сравнивались и приводились в открытом доступе. 

Все же средства, выделенные на эту программу в значительной мере, состоят из народных средств, вероятно, включая ЕНПФ и Национальный фонд

Например, программа образования приводит показателями эффективности квалификацию преподавателей согласно внутристрановым стандартам, хотя более рыночным было бы измерять количество казахстанских преподавателей вузов, востребованных в иностранных вузах стран ОСЭР, например.

Тогда как "ключевой показатель", приведенный в программе "увеличение доли молодежи, принимающей активное участие в реализации мероприятий в сфере молодежной политики и патриотического воспитания от общей численности молодежи", не относится ни к конкурентному образованию, ни к качеству человеческого капитала.

А программа по развитию и функционированию языков, принятая семь лет назад, никак не сказалась на заседаниях правительства, которые только в этом году непостоянно проводятся на казахском. Крайне мало выпускается двуязычных словарей, но самым большим минусом в развитии языков остается нестандартизированность казахского языка. Такая задача решается через выпуск одноязычных толковых словарей, где базовый словарный запас (около двух тысяч слов) используется для объяснения всех других слов.

А знание английского языка, который дает доступ к самым большим образовательным ресурсам в мире, в государственных органах остается на поразительно низком уровне. То есть принцип прагматизма нарушается даже при разработке госпрограмм и постановке практических задач для каждого инвестируемого тенге.

Вторым направлением "Рухани жаңғыру" ставит экономное расходование ресурсов. И это не слепое сокращение через повышение коммунальных платежей, а, прежде всего, снижение потерь.

Например, на встрече с Президентом Южной Кореи Глава Казахстана привел пример, что потери при передаче электроэнергии в республике достигают 20 процентов.

При изношенности городской инфраструктуры в десятках населенных пунктов потери воды, электричества и газа часто превышают самые мягкие нормы, поэтому повышение коммунальных тарифов не решает задачи экономного расходования ресурсов без предварительной замены инфраструктуры.

Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности

", – пишет Президент в своей статье, тогда как практически в каждом областном акимате на балансе стоят дорогие внедорожники.

Экономия любых ресурсов, включая финансовые и природные, в значительной степени зависит от снижения затрат, что касается и государственного бюджета. Однако каждый регион Казахстана считает своим долгом на День столицы привезти свое шоу, попытаться удивить и без того пресыщенную развлечениями столичную публику. При этом из-за отсутствия в бюджете областей статьи "на подарок Астане" средства туда идут из других источников, что нарушает все правила финансовой дисциплины.

Отдельно касаясь государственного бюджета, налоговые сборы едва составляют половину от бюджетных расходов, тогда как остальное формируется за счет гарантированных трансфертов из Национального фонда.

Кроме того, в нашем распоряжении есть немало готовых данных, по которым мы можем понять, насколько слова "прагматизм" и "экономия" относятся к Казахстану. Так как рачительное использование – это прежде всего повторное использование, то на первый план выходит переработка мусора.

Учет сбора и переработки твердых бытовых отходов в республике ведется весьма условно. Из-за того, что в стране перерабатывается не более четырех процентов мусора, вокруг крупных городов создаются полигоны, где складируется мусор и обычно его переработка осуществляется теневыми структурами.

По разным данным, в Казахстане более 20 города с населением выше 100 тысяч жителей, при каждом из которых должно быть один-два мусороперерабатывающих завода. При этом прагматично будет не вкладывать в строительство государственные средства, а предоставить частным инвесторам прозрачные, долгосрочные преференции, чтобы сделать эту сферу выгодной для инвестиций, а не для освоения бюджетных денег. И тут ключевым показателем эффективности может стать доля мусора, который мы перерабатываем.

Об экономном расходовании воды в домохозяйствах могут говорить показания счетчиков в квартирах. Но делать мы это можем только после полноценного ремонта подземных коммуникаций, чтобы жители не платили за плохое состояние городских труб.

Повышать тарифы на электроэнергию придется только после тщательного аудита ЛЭП.

То есть прагматизм и экономия – вполне осязаемые понятия, измерить которые не просто возможно, а следует делать это как можно чаще. И, исходя из динамики цифр, мы сможем понять прогресс в осознании простого императива: "шагать по штанам".

Загрузка...