2281

Каршеринг и надземное метро как альтернатива общественному транспорту в РК

Редакция Today.kz решила заглянуть на несколько лет в будущее и предположить, какие методы передвижения по городу могут стать популярными.
Фотография - Каршеринг и надземное метро как альтернатива общественному транспорту в РК Фото: today.kz

В Астане планируют ввести дифференцированный тариф, при котором стоимость проезда при оплате наличными увеличится с 90 до 200 тенге. Оплату транспортной картой планируют оставить прежней.

Пока столичный сегмент Facebook шумит о перспективе повышения тарифов на проезд в общественном транспорте (на самом деле речь идет о повышении цены за расчет наличными деньгами), редакция Today.kz решила заглянуть на несколько лет в будущее и предположить, какие методы передвижения по городу могут стать популярными.

Сразу оговоримся, что не будем брать в пример беспилотные автобусы, которые возят людей в ОАЭ. 

Велошеринг

Уже несколько лет в Астане, Алматы и Шымкенте действует система проката велосипедов, так что это вопрос настоящего. Работает все просто: вы можете за небольшую плату взять на прокат велосипед на одной из автоматизированных станций, совершить поездку и оставить транспорт на любой другой аналогичной станции. Система была запущена в столице в 2014 году. Тогда было установлено 40 станций на 200 велосипедов. На сегодня в Астане 180 станций на 1 280 велосипедов, в Алматы – 200 станций и 1 730 велосипедов, в Шымкенте – 40 станций, 200 велосипедов.

Фото -

Благодаря большому количеству станций и велосипедов все больше людей начинают использовать велосипеды для того, чтобы добраться до работы.

Конечно, чиновникам с большими кипами документов будет крайне неудобно передвигаться на велосипеде. Думается, что бабушкам, спешащим занимать очереди в поликлиниках – тоже. И если для вторых, к сожалению, по-прежнему нет альтернативы в выборе транспорта, то для первых есть вариант.

Каршеринг

Сейчас в мире большую популярность набирает каршеринг – по сути та же система как с велосипедами, только с автомобилями. Например, в Японии есть несколько компаний, которые размещают во всех городах свои парковки или специальные места на муниципальных парковках, на которых стоят несколько брендированых автомобилей. Обычно это небольшие машины эконом-класса. Есть также кроссоверы и премиум-седаны, они, разумеется, дороже. Они исправны и обычно заправлены. Для того чтобы взять такой автомобиль в прокат, нужно быть зарегистрированным в сервисе. После оплаты, которая взимается за каждый час, машина открывается (для этого используется приложение на телефоне), и можно ехать. Потом нужно оставить ее на аналогичной парковке.

Фото -

Несколько похожих сервисов уже работают в крупных городах России. Но там нет спецпарковок, поэтому машину можно "бросить" практически в любом месте. Потом ее забирают сотрудники компании-арендодателя. Не все пока работает гладко. Хозяева такого бизнеса нередко находят свои авто без колес или вообще в нескольких метрах от дороги, перевернутые, в канавах.

Фото -

Фото -

Такая услуга в Астане или Алматы явно найдет клиентов. Главное, чтобы предприимчивые казахстанцы не начали на этих машинах заниматься частным извозом.

Метро и LRT

Метро – пока самый эффективный способ перемещения по густонаселенному мегаполису. К примеру, поезда московского метро перевозят порядка пяти миллионов пассажиров ежедневно.

Фото -

В Алматы 1 декабря 2011 года была сдана в эксплуатацию первая очередь метрополитена общей протяженностью 8,6 километра. В нее вошли семь станций: "Райымбек батыр", "Жибек жолы", "Алмалы", "Абай", "Байконыр" и "Драмтеатр имени Ауэзова" и "Алатау". В 2015 году был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс второй очереди первой линии метрополитена: станции "Сайран" и "Москва". Протяженность тоннеля метро увеличилась на 2,74 километра. Программа развития алматинского метрополитена прописана до 2020 года, планируется строительство второго пускового комплекса, третьего пускового комплекса и третьей очереди.

Фото -

Столичным жителям с альтернативным транспортом повезло меньше, в Астане кроме автобусов и такси пока ничего нет, но в 2019 году планируется запуск легкорельсового транспорта (LRT). Поезд соединит аэропорт и железнодорожный вокзал "Нурлы Жол".

По данным сайта ТОО "Дирекция по строительству LRT", протяженность эстакады составит 22,4 километра, всего будет 18 станций в черте города и 19 единиц подвижного состава. Средняя техническая скорость LRT составит 40 километров в час, но, по заявлениям дирекции, вагоны могут разгоняться до 80 километров в час. По проекту надземное метро сможет перевозить до 146 тысяч человек в сутки. 

Фото -

Фото -

Проблема кроется в ограниченности целевой аудитории – пользоваться им будут только те люди, которые живут или работают по линии LRT, а она, напомним, всего одна. 

Загрузка...