932

Казахстанская "изюминка": как депутаты и общественники искали бренд страны

Казахстанцы поделились размышлениями, должна ли наша страна иметь свой национальный бренд.
Фотография - Казахстанская "изюминка": как депутаты и общественники искали бренд страны Иллюстративное фото

Есть у стран свои собственные особенности – будь то природа, товары или люди – которые стали настолько фирменными, что именно по ним во всем мире узнают, о каком государстве идет речь. А есть ли такой бренд у Казахстана? С этим вопросом корреспондент Today.kz обратился к депутатам и общественным деятелям.

Руководитель специальной мониторинговой группы при АДГСПК Айгуль Соловьева сразу отметила, что страна пока не имеет конкретного бренда, кроме как, возможно, своего названия – Казахстан. Но потом, вспомнив свои зарубежные поездки, рассказала, с чем ассоциировали нашу страну иностранцы.

"Я просто спрашивала как-то иностранцев, они сказали, что для туризма вообще очень интересны "Байконур" и ядерный полигон в Семее. Потом, например, в Париже сразу, как увидели мой казахстанский паспорт, воскликнули: "А, Смирнов, Винокуров!". Сейчас уже некоторые ассоциируют с Димашем, сразу такая доброжелательность. Вообще линейка брендов в разной сфере имеет свои направления. Мне кажется, надо просто наполнять и спорт, и туризм. Вот раньше был Медео, а сейчас больше про Астану говорят. У каждого свое. Страну надо наполнять качеством, на мой взгляд, и когда мы будем на пути каких-то достижений, то бренд сам идентифицируется, на что нужно обратить внимание. Вот строительство Астаны – все-таки пока это тот бренд, по которому нас могут узнать", – поделилась Айгуль Соловьева.

Депутат мажилиса Галина Баймаханова затруднилась сразу назвать казахстанский бренд. Однако, чуть подумав, решила, что все-таки главная особенность страны, достойная называться брендом – это природа и люди.  

"Вряд ли еще есть страны, обладающие таким природным разнообразием, богатством недр и богатством народа. 

Людской потенциал плюс потенциал нашей ресурсной базы, если их правильно развивать, мы бы были вообще уникальной процветающей страной

Ну, может, "Байтерек" еще можно назвать брендом. И, конечно, наши бесподобные степи. Бренд, конечно нужен, обязательно. Это как бы лицо, душа, все то, что привлекает к стране", – считает депутат.

Ее коллега Магеррам Магеррамов тоже не сразу определился с наличием казахстанского бренда. Он, как и Айгуль Соловьева, привел пример своего общения с иностранцами.

"Я был в Баку недавно. Там один из делегатов Великобритании увидел мой депутатский значок и говорит: "Это Казахстан", сразу Астана, EXPO всплыли у него. Вот так, флаг казахстанский увидел и подошел. Было приятно, конечно. Но, наверное, главный бренд наш – это Астана. Может быть, 27 лет независимости – это не такой большой срок, чтобы что-то свое дать. Надо списать на то, что когда-то мы жили в советском государстве и не сильно озадачивались. Там всегда говорили: "Советский Союз силен балетом и ракетами". Я думаю, что-нибудь все равно свое найдем", – сказал Магеррамов.

Вместе с тем мажилисмен считает, что сегодня наличие бренда для Казахстана – задача не из первостепенных. К тому же у страны пока нет перспектив для этого, признает депутат.

"Мне понравилось, когда Глава государства сказал: если мы не можем, как немцы, делать машины, зачем стараться, мы эту нишу не займем все равно. В сельском хозяйстве тоже мы не одни, его успешно развивают те же Аргентина или Канада. 

Это не смертельно, если не будет чего-то такого

Но хотелось бы, как немцы, японцы, чтобы нас знали по каким-то товарам. Но перспективы я, честно говоря, не вижу", – подчеркнул Магеррамов.

По мнению общественного деятеля Танирбергена Бердонгара, претендовать на казахстанскую "изюминку" сегодня может разве что "Байконур", и то этот бренд остался еще с советских времен и знает о нем лишь специфичная аудитория.

"А все остальное не ассоциируется с Казахстаном, и мало того, к сожалению, большинство иностранцев знают нас лишь как часть Советского Союза. Условно возьмем любую зарубежную страну – люди узнают ее либо по природе, либо по продукции, которую выпускает страна. Что касается природы, всем нам известно побережье Анталии, какие-то туристические символы старой Европы. И в случае с природой, к сожалению, туристская отрасль в Казахстане не получила большого распространения и популяризации за рубежом. Причина тому, что очень далеко находится наша страна, себестоимость поездки в Казахстан очень высока. И, соответственно, туристские маршруты в Казахстан не столь популярны. Что касается продуктов, то у каждой страны есть национальная кухня. У нас в Казахстане она специфична – ориентирована на выживание в сложных геоусловиях, таких, как жара или холод. Для иностранцев очень калорийна эта кухня", – считает Бердонгар.

По его словам, при желании "раскрутить" можно что угодно, в том числе и потенциальный бренд. Для этого необходим рекламный бюджет. Но другое дело, нужно ли все это сейчас Казахстану.

"Вот у нас экономика не предрасположена на данном историческом этапе к производству. И зачем нам тогда стремиться за этими державами, которые могут производить какой-то продукт и называть его "Сделано в Китае", к примеру, или "Сделано в России". Мы между этими огромными монстрами экономики, и куда уже пузо рвать, не надо. Нужно другие вещи развивать. Транспортный, например, потенциал страны, чтобы товары в Европу попадали железнодорожным путем через Казахстан, и мы на том получали деньги. 

Нет необходимости обязательно делать какой-то национальный бренд

Не надо нам понтоваться какими-то брендами за рубежом", – заключил Танирберген Бердонгар.

Ранее в НПП "Атамекен" назвали ряд причин, которые мешают отечественным товаропроизводителям развиваться не только на казахстанском, но и на мировом рынке.

Ни для кого не секрет, что брендовая одежда стоит немалых денег. Казахстанские дизайнеры рассказали, из чего складывается стоимость их вещей.

Продолжение

Мир
Часто бывает, когда говоришь о стране, тут же возникает множество ассоциаций. Вашему вниманию подборка самых ярких брендов.
Загрузка...