5329

Расул Абдуллаев: "Бренд страны сделаем мы!"

Он объяснил, что надо сделать, чтобы все в мире сказали: "Казахстан – это круто!".
Фотография - Расул Абдуллаев: "Бренд страны сделаем мы!" Фото: today.kz

В свои 23 он дал старт десятку выгодных проектов, вошел в список Forbes как один из самых молодых успешных маркетологов и лично рассказал о своих планах Президенту страны Нурсултану Назарбаеву во время церемонии открытия Года молодежи. Зачем Казахстану Министерство маркетинга? Почему не в миллионах счастье? И как сделать страну туристической державой? Об этом и не только Расул Абдуллаев поведал в эксклюзивном интервью.

И БОРАТ СТАНЕТ КАК БРАТ

Расул, Вы просто впечатлили публику своей речью перед Президентом страны о брендинге Казахстана. Расскажите подробнее о своем проекте.

– Моя цель – создать настоящий бренд Казахстана. И я уверен, у нас это получится. Потенциал у нашей молодежи, особенно выпускников КИМЭП, КБТУ, Болашака, Назарбаев университета есть и он высок. Именно они и выведут Казахстан в 30-ку развитых стран. Сейчас самое время молодых. Президент страны Нурсултан Назарбаев уделяет нам внимание, это нельзя не признать. Думаю, что стартовавший Год молодежи откроет перед нами большие возможности. И я хочу объединять  молодежь, ставить цели и достигать их в кратчайшие сроки при наименьших ресурсах. 

Фото -

Перед Президентом я говорил об идее создания так называемого Министерства маркетинга Казахстана – объединения талантливых, креативных молодых людей. 

Министерство, которое повысило бы уровень брендинга, пиар-служб, городов...

То есть повысило бы приток туристов в Казахстан?

– Совершенно верно. И совсем не обязательно тратить на это баснословные суммы. Можно и малобюджетным способом привлечь туристов: позвать лучших блогеров из стран ближнего зарубежья, устроить блог-тур. Показать им Шымбулак, устроить лагерь в горах, организовать крутые вечеринки. И тогда со всех своих страниц они заявили бы: "Казахстан – это круто!". Сотрудничество с блогерами сейчас лучший пиар-ход. 

Знаете, если бы наше поколение принимало решение, что делать с фильмом "Борат", число туристов в Казахстан возросло бы в разы

Мы пригласили бы Бората к нам, показали бы ему настоящий Казахстан. И он сам заявил бы всему миру о том, что его фильм – это просто прикол, а Казахстан на самом деле уникальная страна открытых людей. Что сделало наше общество? Обиделось. Осудило. А ведь любая нападка – это пиар. Идет дождь – это классно, под ним можно прятать слезы.

ЛУЧШИЙ ДРУГ БИЗНЕСМЕНА

Чувствуется предпринимательская закалка…

– Знаете, я даже не могу назвать себя предпринимателем. Я маркетолог и бизнес-девелопер, специалист, помогающий развивать бизнес. Скажем так, лучший друг предпринимателя.

Есть много компаний, у истоков которых я стоял. Три года назад создал мобильное приложение по доставке еды и онлайн-бронированию Zenge.kz. оно вошло в топ-10 приложений по версии Forbes. С 2016 года я в команде  интернет-проекта Yuframe, открыли рестораны YuframeBurger, YuframeCafe.  Реализовали образовательные проекты. Сейчас работаем с Kexmarketing.

В каком возрасте начали серьезно зарабатывать?

– С 16 лет. В 18 я уже полностью обеспечивал семью. Я занимался всем, что связано с продажами, маркетингом, PR. Работал в команде маркетологов  хоккейного клуба "Барыс", также консультировал розничную торговлю. Тогда я занимался созданием презентаций, маркетинговых планов, консультировал людей. Везде понемногу. 1,5-2 тысяч долларов хватало, чтобы обеспечить маму, сестренку и бабушку. 

Вообще задатки к предпринимательству были с детства. Я много времени проводил на барахолке, перепродавал какие-то вещи. У меня всегда получалось убеждать

Не одну драку предотвратил силой слова, меня нередко вызывали решать какие-то конфликты. Но я не считаю, что достиг чего-то грандиозного. Всегда есть к чему стремиться.

Какую роль сыграло образование в Вашей деятельности?

– Ключевую роль. Хотя я никогда не был отличником, бывали и тройки. Но я учил то, что мне было интересно. Графическому дизайну и основам программирования обучился в Казахско-турецком лицее. Специальность маркетолога получил в колледже имени Демиреля. Активно участвовал в олимпиадах, стартап-конкурсах.  

Наши IT-проекты завоевывали призовые места в Technovation, Tech Garden, BolashakStartUp, Zhastar innovations. Это были проекты как в сфере IT. Потом прошел через кучу менторов, обучался на различных онлайн-курсах. Я всегда учусь у лучших

К примеру, Алишер Еликбаев – лучший пиарщик. Я пришел к нему и сказал: мне не нужно ничего платить, я готов выполнять любые ваши задания. К поручениям подходил с максимальной ответственностью. А после заказы, проекты росли как снежный ком. Я успел поработать в лучших креативных пиар-агентствах Казахстана. Мы занимались организацией крупных проектов, например, Астанинского экономического форума.

"НЕ ИМЕЙ 100 РУБЛЕЙ… "

Цель многих успешных людей – пополнить список Форбс. Есть ли она у Вас?

– Как бы я не занимался коммерцией, сейчас это прозвучит странно, деньги меня совершенно не интересуют. Я очень слабо подвержен материальному. Это связано с воспитанием. Если верить Иммануилу Канту, то все дело в моем психотипе: у меня нет привязанности к вещам, местам, людям. Больше к идеям. Мои друзья попадут в Forbes и станут президентами, в этом я уверен. 

Мои ближайшие планы – выиграть первого в истории Казахстана Каннского Льва (Каннские Львы – Международный фестиваль рекламы – Прим. автора).

Вы идете к этому, развивая Yuframe?

– В том числе и Yuframe. Она уже стала крупнейшей в стране интернет-площадкой. Аудитория составляет  четыре миллиона 100 подписчиков. Мы активно выходим на зарубежные рынки. Yuframe  дал старт и новым проектам. Только за первый мы создали успешную сеть ресторанов YuframeBurger, которая уже конкурирует с такими брендами как BurgerKing и McDonald’s. В ближайшие пять лет планируем открыть более 100 таких ресторанов. 

ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

Не могу не спросить как у менеджера, в чем секрет успеха Yuframe? Как удается обходить конкурентов?

– Весь парадокс в том, что конкурентов у нас нет. И мы не стараемся никого обходить. Наоборот, Yuframe готов раскрывать новые имена. Мы помогли многим артистам найти себя, многим блогерам помогли реализоваться. 

К примеру, проект "Нормально общайтесь" сейчас один из лидирующих на Youtube. Это синергия. Мы создали такую платформу, благодаря которой творческие ребята смогли себя сделать. Сейчас мы помогаем развиваться многим поп-исполнителям

Вообще, я считаю, помогая другому, человек развивается сам.

Это философию Вы проецируете и на жизнь?

– Именно так. В свое время мне очень помогали профессионалы своего дела. И у меня такая же цель: передать свой опыт. В студенческое время мы на протяжении трех лет занимались проектом "Найди себя!". Это профориентация для школьников. Проект был абсолютно бесплатным и  сейчас я вижу его плоды: многие ребята – лидеры в своих сферах. Такое часто бывает: тебе 18, ты чувствуешь, что что-то можешь, но тебя не воспринимают всерьез. Мы стараемся дать возможность именно молодым.

Фото -

В Kexmarketing у нас работает 26 человек. Средний возраст – 21 год. Сотрудничаем с компаниями Coca-cola, делаем проекты для зарубежных рынков. Сейчас, например, заняты брендингом книг, организацией различных мероприятий. 

Хочу сделать Kexmarketing первой казахстанской международной сетью креативных агентств, то есть открыть офисы в Нью-Йорке, в Лондоне, в Токио и других мегаполисах.  

В чем Ваш секрет успеха?

– Я не считаю, что добился многого. Это непрерывный процесс, в котором нет предела совершенству. Нужно всегда стремиться к более высоким результатам, ставить новые цели, расти. Вот и весь секрет.

Гульнара Турсунова