Токаев назвал восемь проблем системы образования в Казахстане

Казахстан
4278
Президент выступил на пленарном заседании августовской конференции педагогов Bіlіm jáne Ǵylym!

Касым-Жомарт Токаев выступил с речью на пленарном заседании августовской конференции педагогов Bіlіm jáne Ǵylym! Глава государства назвал главные проблемы сферы образования и пути их решения, передает Today.kz.

"Сохраняя лучшие традиции отечественной системы образования, мы, тем не менее, не должны стоять на месте. Система образования должна находиться в поиске, постоянно развиваться. Поэтому главная надежда возлагается на учителей, способных воспитать поколение, открытое всему новому и прогрессивному. Задача педагогов и, конечно, родителей – воспитание достойных граждан нашей страны", – сказал Президент.

Он также отметил, что "наша задача состоит в том, чтобы подготовить новое поколение к грядущим трудностям и вызовам".

Именно в воспитании трудолюбивой нации заключается фундаментальная задача наших педагогов. Для этого важно быть на передовой мировых новаций и изменений в глобальном образовании, – отметил Глава государства

Касым-Жомарт Токаев поделился своими соображениями по решению актуальных проблем отечественной системы образования и науки.

Первое. Необходимо принять комплексные меры по улучшению качества образования. 

"Показательный пример проведение в 2018 году так называемых "сертификаций", в результате которых 35 процентов педагогов не смогли преодолеть пороговый уровень. Правильная идея оценки уровня подготовленности учителей была реализована крайне бюрократично и однобоко. Такого рода квазиреформы приводят к снижению престижа профессии учителя. Надо иметь в виду, что условия труда педагогов серьезно ухудшаются из-за постоянного увеличения отчетности для контролирующих структур. Психологическую нагрузку на педагогов и учащихся накладывает и оценочная система знаний в рамках обновленного содержания образования. Система оценки, безусловно, нужна. Но подходить здесь нужно взвешенно и объективно, тем более, следует исключить давление на педагогов", – сказал Президент.

Он поручил правительству принять срочные, кардинальные меры по решению указанных проблем.

Среди актуальных вопросов также востребованность будущего выпускника на рынке труда.

Без повышения качества учебного процесса последовательное увеличение образовательных грантов из блага может превратиться в мину замедленного действия. Поэтому в погоне за обеспечением доступности высшего образования нельзя допустить его девальвации. Правительству следует детально изучить вопрос стоимости государственных грантов, их адекватности современным реалиям. Министерству образования и науки необходимо пересмотреть свои требования и нормативы, предъявляемые к вузам

"К примеру, из-за требования к соотношению численности студентов к преподавателям вузы вынуждены искусственно раздувать штат, ограничивать инвестиции в качественное повышение учебного процесса", – заявил Глава государства.

Второе. Формирование твердых жизненных установок в процессе воспитания и обучения. 

"Нашим детям необходимо прививать экологичное сознание, всячески культивировать культуру бытовой чистоты, гигиены, учить пониманию исключительной важности защиты природы. Как это делается, например, в странах Северной Европы", – отметил в выступлении Касым-Жомарт Токаев.

Кроме того, он поручил правительству принять меры, включая законодательные, для обеспечения высокого качества дошкольного обучения и воспитания, и высказался о проблеме суицидов в детской и подростковой среде.

Третье. Необходимо определить дальнейшую стратегию развития среднего образования.

"Поручаю правительству обеспечить продуманный, плавный переход к новой 12-летней модели в рамках реализации новой госпрограммы развития образования и науки до 2025 года. Вместе с тем, важно понять, в каком направлении будет двигаться техническое и профессиональное образование. Вызывает обеспокоенность и медленная реализация проекта "Жас маман". Механизмы осуществления данного проекта не отработаны, перечень специальностей не утвержден. Правительству следует принять исчерпывающие меры, чтобы, наконец, запустить данный проект, определить конкретные сроки и предложить четкий алгоритм действий", – заявил Президент.

Четвертое. Требует решения проблема трехсменных и малокомплектных школ.

На сегодня из 7 014 действующих общеобразовательных школ 128 являются трехсменными и 31 – аварийными.

В 2019-2020 годы за счет республиканского бюджета предусмотрено строительство 35 школ для ликвидации трехсменного обучения и семи школ взамен аварийных

"Однако министерству образования и науки необходимо пересмотреть подходы при планировании расходов на строительство школ, в частности, перейти от пообъектного планирования к нормативному. Акимам регионов следует четко отслеживать демографические и миграционные показатели на местах с целью оценки потребностей в ремонте или строительстве новых школ. Необходимо также предусмотреть и строительство частных школ через механизмы государственно-частного партнерства", – поручил Глава государства.

Пятое. Внедрение системы трехъязычного образования.

"Преподавание естественных наук должно осуществляться на усмотрение учеников и родителей, в зависимости от возможностей образовательных центров. Думаю, что преподавание английского языка  будет уместным и эффективным, начиная со второго или пятого класса, в зависимости от желаний родителей. В старших классах естественные и технические дисциплины будут преподаваться в соответствии с готовностью школ", – заявил Токаев.

Шестое. Важно осуществить реальное повышение статуса педагога.

"Все, о чем мы сейчас говорим, напрямую зависит от учителей. Для повышения конкурентоспособности нации нам необходимо на деле добиться высокого статуса для наших педагогов. В проекте Закона "О статусе педагога" предусмотрены комплексные меры поддержки. Это и сокращение нагрузки учителей, и гарантия защиты чести и достоинства, и материальные стимулы. Важнейшие из них – доплата в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей; увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней; доплата за степень магистра и другие меры", – отметил Президент.

Несмотря на декларируемое сегодня повышение зарплат учителей, многие доплаты исчисляются от базового должностного оклада. Поэтому 500 тысяч педагогов страны не чувствуют существенного повышения. Об этом прямо сказал Глава государства

Седьмое. Важно преодолеть образовательное неравенство.

"У нас не должно быть различий в уровне образования между детьми в городе и на селе. Стандарты образования должны быть едиными. То же самое касается и программ образования. 

Поручаю министерству образования и науки разработать и запустить специальные программы по преодолению академического отставания детей из семей с низким уровнем дохода или из школ, работающих в сложных социальных условиях и демонстрирующих низкие результаты. О каком качестве образования можно говорить, когда во многих малокомплектных школах в сельской местности один учитель вынужден преподавать несколько предметов

Поручаю акимам регионов обеспечить выделение грантов на привлечение лучших менеджеров и педагогов в школы областей", – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Восьмое. Необходимо обеспечить прозрачность финансирования науки.

"В научной среде отмечается недоверие к системе финансирования, а также определенный раскол между возрастными и молодыми учеными. Поэтому поручаю правительству разработать концепцию дальнейшего институционального развития науки с выходом на конкретные практические предложения", – сказал Глава государства.

С полным текстом его выступления можно ознакомиться по ссылке.

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить