Как облачные технологии могут улучшить пассажирские перевозки по всей стране

Казахстан
1994
Оплата транспортных услуг – основной, но не единственный вариант платежей в Avtobys.

Представьте автобус, где проезд можно оплатить в пару кликов на смартфоне. Валидатор отправит пассажиру уведомление, как только он зайдет в салон, и пришлет билет после оплаты. Такая система электронного билетирования работает с октября 2019 года в Атырау и с января 2020 года в Семее. Ее предлагает сервис электронных денег Avtobys, поддерживающий семь разных способов оплаты проезда. Данные о проданных билетах на всех маршуртах  система хранит на облачной платформе, а до карантина через нее ежедневно проходило более 300 тысяч купленных билетов. 

Фото -

Чем Avtobys отличается от аналогов?

В действующих системах электронного билетирования информация о доступных поездках хранится на чипах в пластиковых картах. При оплате валидатор "размагничивает" одну поездку и фиксирует платеж в базе. В конце дня диспетчеры скачивают с валидаторов данные о списанных поездках, и загружают их на сервер. По такому принципу работают другие действующие системы в Казахстане. Подобные решения также используются в городах Европы.

Существуют и более современные системы, предлагающие пассажирам несколько способов оплаты за проезд. Среди них сервис Avtobys, работающий как электронный кошелек. Его разработала казахстанская IT-компания Innoforce, получив лицензию платежного оператора от Нацбанка. Компания базируется на территории IT-квартала Tech Garden и входит в специальную экономическую зону "Парка инновационных технологий". 

Кроме стандартной оплаты проезда через терминал, пассажиры могут купить билет в мобильном приложении через bluetooth. Терминал пришлет сообщение на телефон с предложением оплатить поездку. Этот уникальный канал оплаты проезда в общественном транспорте является собственной разработкой компании и не имеет аналогов. Купить билет также можно через QR-код, по номеру автобуса, смс, привязанной или бесконтактной банковской картой. Валидаторы оснащены GPS-датчиками, которые фиксируют местоположение более 1 000 автобусов в любой момент времени.

Как работает электронный кошелек для оплаты проезда?

Прикасаясь транспортной картой к валидатору, пассажир открывает доступ к онлайн-кошельку, с которого система списывает деньги за проезд. Оплаченная сумма поступает на электронный кошелек перевозчика, а разработчики системы получают определенный процент от стоимости каждого проданного билета. По той же схеме работают другие способы оплаты проезда, доступные через сервис.

Пополняя  электронный кошелек в приложении Avtobys, пользователь покупает электронные деньги. Вне зависимости от размера суммы эти средства защищает банковское законодательство. По закону, владелец сервиса выступает в качестве платежного оператора. Чтобы выпустить электронные деньги, ему необходимо разместить в банке второго уровня реальные средства в том же объеме на специальном эмиссионном счете. Таким образом, учет электронных денег ведет онлайн-сервис, а за их хранение отвечает банк.

Ранее Innoforce запустила сервис электронных денег Innopay по оплате более 2000 услуг, им пользуется свыше 100 000 человек. Система электронного билетирования работает на основе open source технологий, благодаря чему сервис не зависит от сторонних лицензий.

Оплата транспортных услуг – основной, но не единственный вариант платежей в Avtobys. В Семее компания запустила оплату школьных обедов по карточке для проезда. Разработчики протестировали услугу в местном лицее и хотят внедрить ее в другие учебные заведения в этом году при поддержке акимата.

Как облачные технологии могут улучшить пассажирские перевозки?

Avtobys работает по принципу облачного сервиса. Вся информация о покупке билетов через валидаторы и другие каналы оплаты поступает на серверы в центре обработки данных в Алматы. Такой подход исключает человеческий фактор и потерю данных из-за поломки валидатора.

"Существующие решения на рынке Казахстана не имеют такой возможности. Для их масштабирования потребуется закупить за рубежом дополнительные валидаторы и построить серверную инфраструктуру в каждом новом городе. Также происходит и в России. Нам проще, так как мы не зависим от "железа". Наше решение работает по аналогии с сотовым операторам, только вместо антенн, принимающих сигнал, мы используем валидаторы. Они создают канал связи с электронным кошельком", – объясняет генеральный директор Innoforce Ханат Нурекенов.

Облачная система – это программное обеспечение на удаленном сервере, которое может быстро обрабатывать и хранить большие объемы данных. Безопасность информации также обеспечивают технологии резервного копирования.

"Облачные решения дают несравненные преимущества в любых отраслях. Перевозчик видит, сколько денег он заработал на данный момент времени на любом маршруте и где без ущерба можно сократить количество автобусов. Перевозчики получают статистику в режиме онлайн, а наглядные данные помогают им оптимизировать расходы и увеличивать прибыль", – отмечает Ханат Нурекенов.

Зачем государству электронное билетирование в автобусах?

Услуги городского транспорта – это субсидируемая сфера. Без государственной поддержки перевозчиков проезд в автобусах стоил бы дороже. Например, в Алматы стоимость одной поездки без субсидий обходилась бы примерно в 250 тенге. Перевозчики не станут работать в убыток, и поэтому получают от акиматов два вида компенсаций. В первом случае это выплаты за разницу по льготным тарифам, а во втором – субсидии, компенсирующие стоимость стандартных билетов. 

Сумма компенсаций рассчитывается по специальной формуле с учетом протяженности маршрута, пассажиропотока, технического состояния автобусов и других условий. Субсидирование делает сферу пассажирских перевозок прибыльным бизнесом, но ее регулирование – частая причина споров между перевозчиками и городскими службами.

Рассчитать адекватный размер субсидий без прозрачной системы подсчета поездок сложно, а отсутствие государственного регулирования сказывается на качестве услуг. С внедрением электронных платежей государство смогло точнее отслеживать пассажиропоток, но некоторые проблемы остались. По данным акимата Алматы, 30% пассажиров автобусов не учитываются из-за неуплаты проезда, особенно в час пик. При этом в Казахстане есть города и области, где системы электронной оплаты проезда вообще нет.

"Автобусные перевозки – это конкурентный рынок. Электронное билетирование позволяет вывести денежные потоки из серой зоны. К сожалению, в Казахстане нередко выбирают решения зарубежных производителей, – говорит Ханат Нурекенов,  – Мы отслеживаем ситуацию на рынке и видим , что есть примеры, когда морально устаревшие решения внедряют по принципу государственно-частного партнерства, на эти проекты выделяются большие сроки и немаленькие бюджеты.  Кроме того, эти решения требуют еще и ежегодного обслуживания, на которое из бюджета планируют выделять   немалые суммы, есть примеры где такие суммы достигают 300 миллионов. Мы же предлагаем готовый сервис и не берем денег из городского бюджета. У нас есть софт, приложение и терминалы. В Семее мы внедрили электронное билетирование за 4 месяца, а в Атырау за 6 месяцев. Мы заключаем договора  с перевозчиками и возмещаем свои инвестиции в течение пяти лет".  

По мнению Ханата Нурекенова, роль государства заключается в разработке четких стандартов регулирования отрасли, а востребованность технических решений должна определять рыночная конкуренция. Тогда показателем успешной работы системы электронного билетирования будет дифференцированный тариф. Он подразумевает разделение способов оплаты, при котором безналичный расчет будет дешевле обычного. 

"Если система устойчива и нормально работает, значит нужно вводить дифференцированный тариф. А если акимат этого не делает, значит, есть какие-то проблемы с софтом или чем-то еще. Наше облачное решение успешно работает в двух городах. В Семее и Атырау акимы предупредили нас, что если система начнет давать сбои, перевозчики будут перевозить людей бесплатно", – подчеркнул специалист. 

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить