С 1 сентября в детских садах и школах Казахстана вводится предмет «Самопознание», разработанный С.А.Назарбаевой

83732.jpg
фото с сайта bala-zan.kz 

С начала этого учебного года в детских садах и школах Казахстана вводится новый предмет — «Самопознание». Автором уникального проекта, предмета духовного и нравственного развития детей и юношества является первая леди Казахстана Сара Алпысовна Назарбаева, пишет Индустриальная Караганда.

В разработке проекта принимал участие Институт гармоничного развития детей, «Школа будущего» Республиканского детского фонда «Бобек», Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бобек» (Алматы).

Восемь лет начиная с 2002 года на экспериментальных площадках дошкольных и школьных учреждений Казахстана апробировалась новая программа «Самопознание». В апреле 2010 года в Костанае прошел заключительный республиканский семинар по завершению эксперимента и утверждению проекта «Самопознание». Карагандинскую область на этом семинаре представляли методист гороо Караганды Алия Базарбай, директор детского сада «Жулдыз» Рашида Тебай и директор образовательного комплекса «Детский сад-школа № 77″ города Караганды Зайра Жантыбаева.

- Введение предмета «Самопознание» в учебные программы, планы детских садов и школ — очень своевременно и востребованно, — поясняет директор детского дошкольного учреждения «Жулдыз» Рашида Тебай. — Несмотря на научно-технический прогресс в обществе, к сожалению, утрачиваются духовность, милосердие, стираются грани понятий о нравственности. Программа «Самопознание» — духовное спасение общества, наших душ. Она формирует человека будущего, его этические, нравственные, духовные понятия. Для занятий по «Самопознанию» оборудуются специальные классы, располагающие к душевному разговору. У нас, в детском саду «Жулдыз», уже имеется такая комната. На занятиях самопознания дети раскрываются, как цветы навстречу солнцу.

В начале занятия, рассказывает директор, организуется круг радости, в котором дети, взявшись за руки, заряжаются положительной энергией, учатся радоваться новому дню, природе, жизни, друг другу. Круг радости ждут и любят дети всех возрастов, начиная с трех лет. Разве не приятно детям почувствовать к себе чуткость, отзывчивость от окружающих? На занятиях дети изучают явления природы, занимаются творчеством, а в конце занятия собираются в круг прощания, несущий также заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.

В 2009 году на базе детских садов «Жулдыз» и «Алтынай» проходил республиканский семинар по самопознанию. Открытые занятия, проводимые воспитателями садиков, очень понравились слушателям. Психолог детского сада «Жулдыз» Замзагуль Каирбекова показала работу с детьми, воспитателями и родителями, воспитатели Жанна Болекбаева и Мадина Сейтботталова провели мастер-класс уроков творчества и сочинительства. Дети сочиняли маленькие мелодии, исполняя их на детских казахских народных инструментах. На мастер-класс пригласили дедушку и бабушку одного из воспитанников сада, которые учили детей, как делать камчу, сырмак (маленький коврик).

Сейчас в десяти группах воспитывается 300 детей. «Жулдыз» — детский сад с обучением на казахском языке, но тридцать процентов детей составляют дети некоренной национальности. Занятия и общение с малышами проходят только на казахском языке.

- Вот и хорошо, что наши дети изучают казахский язык, — говорят их родители. — Когда дети приходят домой, говорят с нами на казахском языке и учат языку нас.

- И они правы, — говорит Рашида Умбетовна. — Ведь знание государственного языка сейчас так нужно всем казахстанским детям любых национальностей. А занятия на русском языке и у нас тоже проводятся.
— В школах предмет «Самопознание» вводится с 1 по 11 классы, — рассказывает о специфике школьного самопознания директор образовательного комплекса «Детский сад-школа № 77″ Зайра Жантыбаева. — Экспериментальные площадки в Караганде были оборудованы в гимназиях №№ 38, 9, СШ № 5 и в нашем комплексе. Эксперимент показал реальные результаты. Очевидно, что на «Самопознании» дети получают уроки добра. И хотя многие считают, что самопознание больше связано с психологией и циклом эстетических предметов, я убеждена, что для всех учителей без исключения необходимы знания по этому предмету, в том числе для учителей физики, химии, математики. Ведь процесс гуманизации, индивидуального подхода, создания обстановки уюта, взаимопонимания учителя и учеников нужен для всех детей на любом предмете. В начале эксперимента у нас в школе было всего два учителя, подготовленных к проведению занятий по самопознанию. Сейчас будем обучать всех учителей.

Необходимые учебники, методические пособия по самопознанию уже у нас имеются. К сентябрю школьные библиотеки пополнятся новыми учебниками. Являясь руководителем крупного учебного комплекса, я прежде всего сама изучила особенности преподавания нового предмета, прослушав в ноябре 2009 года курсы по самопознанию.

Особое внимание мы уделяем оборудованию кабинетов для проведения уроков. Для дошкольников и младших школьников такая комната уже у нас есть. Выглядит он специфически. Дети сидят за низкими казахскими круглыми столами на ковриках-корпешках с изображениями животных — барана, коровы, лошади и верблюда, являющихся для казахов символичными. Ведь самопознание — это прежде всего этнопедагогика.

Программа «Самопознание» имеет многоступенчатую структуру: детский сад — школа — суз — вуз. Надеемся, что этот новый нужный предмет ускорит процесс гуманизации и привнесет в систему образования струю духовности и нравственности, а результаты изучения «Самопознания» изменят сознание у людей разных возрастов, направленных на признание первичности духовных, общечеловеческих ценностей. 

Индустриальная Караганда

Комментарии