Тайное и явное в "Выборе кинокритиков" за 2015 год

Фотография - Тайное и явное в "Выборе кинокритиков" за 2015 год

Иллюстративное фото

Кинокритик Инна Смаилова рассказала читателям Today.kz о победителях казахстанской кинопремии.

1772 0

Казахстанская Ассоциация кинокритиков 18 марта отметила своими премиями лучшие отечественные киноработы за 2015 год и их авторов по 13 номинациям. По словам кинокритика Гульнары Абикеевой, в прошлом году было выпущено в общественный показ 22 казахстанских фильма, из них шесть созданы при поддержке государственной киностудии, все остальные – независимые частные проекты, все они стали претендентами на премию "Выбор критиков".

К сожалению, по моему мнению, 2015-й год в истории казахстанского кинематографа останется годом средних, локальных игровых фильмов. Если 2014 год обозначил яркий режиссерский стиль Адильхана Ержанова ("Хозяева") и Наримана Туребаева ("Приключение"), которые вышли далеко за рамки года, то в прошлом году не было цельной яркой картины, которая бы в драматургическом и художественном плане стала откликом или образом времени. Но обо всем по порядку - по номинациям.

О мышах и людях в главной номинации "Лучший фильм" 

Я уже писала и говорила, что корабль под названием "Казахстанское кино" в прошлом году не просто  обнажил пробоины, а начал трещать по швам, по всем вскрывшимся проблемам, и у руля никого не оказалось. Скандал с продажей государственной студии "Казахфильм", долгоиграющие выборы председателя Союза кинематографистов, фестивальное движение "Отверженных", споры между самими кинематографистами зрительского и авторского толка… Казалось бы, в такой горячей химической реакции должны родиться и взрывные показательные кинематографические работы. Но не сложилось. 

Конечно, ни одна из картин в этих номинациях не приближается к накалу, характеру, развитию действия и образов романа Стейнбека, но некоторые аналогии вызывают. Потому что почти  все фильмы-номинанты: "Шлагбаум", "Жат", "Первая жена Сагынтая", "Жол" (пожалуй, за исключением "Орехового дерева") об одном - отчаянном и безысходном положении человека.

Вообще, категория "Лучший фильм" среди критиков вызвала особо жаркие споры. Победителем стала картина "Шлагбаум" продюсера Аскара Узабаева, режиссера Жасулана Пошанова, сделанная в рамках так называемого "партизанского" кино.

О "Шлагбауме" уже много написано, работа неплохая, как раз в рамках стейнбековского романа, когда природа человека в какой-то момент восстает против своего состояния и приводит к разрушению (это вопросы к номинации лучшего сценария), сделанная за минимум денег на энтузиазме ребят, получила признание на международных кинофестивалях. Продюсеру пожимаю руку за отвагу вопреки всему и здравому смыслу не просто собрать талантливую команду, но и сделать фильм-манифест. Но при этом картина изобразительно сделана несколько прямолинейно и упрощенно. 

Честно говоря, я сама первоначально ни одну картину не выдвигала в номинацию, пока не появилась в последнюю секунду картина Данияра Саламата "Первая жена Сагынтая", за которую и проголосовала. На мой взгляд, этот фильм при всей технической неровности не только показывает забитость, бестолковость жизни, но с болью и переживанием, через женские судьбы в пространстве скудного быта, чудовищно констатирует покорность своего существования жизни. А документальная подача с образом женщины, тянущей повозку, вырастает в фильме уже до другого романа - Кобе Абе "Женщины в песках". Фильму не хватило хорошего продюсера и денег, времени и технических возможностей, но благодаря искренности режиссера и тонкой актерской игре  Альфии Сембаевой лента стала пронзительным рассказом  о Человеке и, наверное, потерянности человеческого здесь и сейчас.

Приказано вспомнить

Это касается второй категории номинантов за "Лучший фильм комедию, экшн, боевик". Среди комедийных работ - "Побег и аула", "Свадьба на троих" и фильмы, о которых, все, казалось бы, спокойно забыли - "Рэкетир 2" и "Весь мир у наших ног". Но не тут-то было! Приказано было вспомнить всех, не знаю для чего. Правда, победила "Свадьба на троих" продюсера Баяна Еримбета.

Здесь долго рассуждать не буду, в отличие от предыдущей категории, комедии, конечно, дарят оптимизм, а также приятных внешне, в меру упитанных и в меру воспитанных современников-казахстанцев, которым, по моему мнению, нечем заняться. Телевизионный дух программ "Тамаши" и современной формы скетча так и продолжает быть телевизионным, никакая супертехника и большой экран не спасает.  

Думаю, у таких фильмов должен быть свой национальный "Золотой глобус", который выделял бы их как зрительско-успешные прокатные проекты, но никак не премия кинокритиков. Поэтому, например, мне в этой категории было обидно за вылетевшую картину "Кенже" Ермека Турсунова, которая кинематографически, конечно, намного выгоднее отличается от всех предложенных номинантов. 

Вообще в ходе выбора, даже не обсуждения, сложилось такое горькое впечатление, что награждаем лучший телевизионный формат, а кино осталось где-то за гранью, мир - где-то за, человек в кино и жизни - где-то за... Думала, может, это мои только фобии, но когда на радио от простого зрителя был услышан вопрос, почему в нашем зрительском кино нет реальности, а в авторском - человека, поняла, что все-таки это еще кого-то волнует.  

О, где же хитрость и хваткость, брат?

Отсутствие знаковых картин года при их, казалось бы, присутствии, как мне кажется,  обозначило и смещение интересов при голосовании кинокритиков. В течение года пыталась разобраться в оценке своих коллег на кинематограф. Неразбериха осталась и коснулась одних из самых важных в мастерстве номинаций - режиссура, сценарий, оператор. И этот расклад, как мне кажется, доказывает, что большинство не всегда диктует счет в искусстве. Хорошо бы и обсудить сначала, прежде чем голосовать.

Лучшим режиссером, по мнению большинства, стал Аскар Узабаев за фильм "Жол". К сожалению, картину не видела, возможно, так и есть. Но рассказ не об этом. Большинство решило не дискутировать, большинство - трое из семи - проголосовало за "Жол", остальная четверка кинокритиков поделили голоса - два на два между Ермеком Турсуновым ("Жат") и Ерланом Нурмухамбетовым ("Ореховое дерево"), в номинации, напомню, был еще Жасулан Пошанов ("Шлагбаум").

Сама отдала свой голос Нурмухамбетову за умение строить монтажно свою мысль. У него есть присущая только ему иосселианевская какая-то техника изобразительного построения действия - через детали, быт, те вещи, которые мы не замечаем, тонко их вплетать покадрово в общее счастливое настроение фильма. Но Нурмухамбетов без наград не остался, снова большинством голосов получил премию за свое дерево в номинации "Лучший сценарий". Интересно, что название сценария и какие-то моменты остались еще со времени его работы по защите магистерской диссертации в 2000-м году. Спустя 15 лет сценарий, к моему удивлению, ожил, правда, преобразился тем, что в него вошли снова его же короткометражки прошлых лет. Такой вот хитрый сценарный ход. 

За бортом остались Адильхан Ержанов ("Шлагбаум"), наверное, потому, что там все по-стейнбековски серьезно, Таласбек Асемкулов, Досхан Жолжаксынов ("Кунанбай") - снова без хитростей, Данияр Саламат ("Первая жена Сагынтая") - без комментариев.

Номинация "Лучшего оператора" стала бенефисом стайера и спринтера в этом искусстве Азамата Дулатова сразу с двумя работами - "Шлагбаум" и "Жол". И здесь никаких исключений - он и победил. Но поразило даже не это, а то, что, кроме выдвинутых, он успел еще и поработать за прошлый год в картинах "Адель" и "Побег из аула". Несмотря на то, что Азамат представляет собой молодую отечественную волну операторского мастерства, в своем деле он не новичок, уже порядка десяти лет в профессии, им сняты самые успешные зрительские фильмы - "Аншы", "Келинка Сабина", "Любовь тракториста", "Девушка-ветер", и в плане съемок он, конечно, мастер делать приятную на глаз картинку. Российский оператор Сергей Козлов ("Кенже"), кстати, в свое время отмеченный берлинским "Медведем", в казахстанском споре оказался далеко ему не конкурентом. Оно, конечно, впечатляет. И наши операторы Берлин и "Медведей" брали. В номинации была представлена и операторская работа Мурата Алиева за работу "Жат". Жаль, конечно, что не вошла в номинацию серьезная и интересная по ракурсам и свету операторская техника в картине "Кунанбай".

Просто вместе - с актерами и песней

Единственная премия, которая была принята кинокритиками единогласно - это "Лучшая мужская роль".  За действительно замечательную актерскую игру Еркебулана Дайырова в фильме "Шлагбаум". На уровне молчания, взгляда, позы, движения он энергетически зарядил конфликтное поле "Шлагбаума", придал герою глубину, психологию. Но и остальные актеры заслуживают интереса - Ержан Нурымбет за главную роль в картине "Жат", Жандос Айбасов - в ленте "Кенже", Берик Айтжанов - за исполнение роли историка Ермухана Бекмаханова в ленте Сатыбалды Нарымбетова "Аманат". 

Единственное мое "не срослось" в этой номинации склонилось в пользу, как мне кажется, мощного по психологическому накалу показа внутренних страстей актерского дарования Досхана Жолжаксынова в картине "Кунанбай". В номинацию, к моему большому сожалению, не выдвинули.

Лучшей актрисой стала Аружан Джазильбекова  за исполнение главной роли  в "Свадьбе на троих". А рядом с ней Карлыгаш Мухамеджанова ("Весь мир у наших ног"), Асель Садвакасова ("Адель") и, мой выбор, скупая, но точная по акцентам эмоции, игра Альфии Сембаевой в картине "Первая жена Сагынтая".

В картине "Жат" просто до обалденности потрясла игра Розы Хайруллиной, играющей зечку, ставшую на время подругой главного героя и перетянувшую на короткое время одеяло в свою сторону. Так пластична, энергетично, почти безумно и свободно гипнотизировала Роза своей игрой. Она и стала "Лучшей актрисой второго плана". Ну а награду "Лучшего актера второго плана" получил замечательный наш актер Димаш Ахимов ("Жол"), оставивший в кино так много незабываемых и полюбившихся персонажей.

В музыкальных номинациях особенных прений среди кинокритиков тоже не происходило. "Лучшая музыка в кино" досталась Алиму Заирову, Роману Вишневскому - за композиции к фильму "Шлагбаум", а "Лучшей песней к фильму" - "Бул омiрде" ("Побег из аула. Операция "Махаббат"). Лучшим художником также без особых разногласий был отмечен Александр Ророкин ("Жат").

Вино из коротышек

Выбор в номинации "Лучший короткометражный фильм" снова заставил кинокритиков взбодриться хотя бы потому, что в этом году на суд жюри были представлены работы как из образовательных центров страны - КазНУИ (Астана), КазНАИ имени Т. Жургенова (Алматы), Университета "Туран" (Алматы), арт-департамента (Алматы),  так и из зарубежных вузов, а также студийные ленты-коротышки. Сразу признаюсь - в таком потоке фильмов, разных и по совершенству, и по профессиональной технике, искала не умело или правильно сделанную работу, а какое-то свое дыхание в нашем будущем кино. То есть свою индивидуальность в режиссуре.

В результате выдвинутые кинокритиками номинанты в этой категории после тоскливого настроения от нашего полного метра подарили глоток эйфории забытого наслаждения от просмотров. Всем авторам номинированных фильмов: "Олиара", "Луч утренней зари", "Приключение", "Дыра", "Поворот на 306" - раздала бы награды полного метра (ну, может быть, за исключением последней, все-таки ученическая работа), до того порадовали своей и манерой исполнения и какой-то настоящностью. 

Когда после просмотра "Олиары" даже написала всем, что кино, вот как в этой картине должно дышать, как у Бредбери в романе "Вино из одуванчиков" - когда трава шепчет (не буквально), когда фильм захватывает и не отпускает, когда ощущения автора я тоже чувствую всей своей подкоркой памятью чувств. В плане индивидуальности и  стильного изображения, правда, отдала свой голос Мансуру Баймухамбетову за фильм "Приключение" (КазНУИ), но радуюсь со всеми за "Олиару", которая и стала победительницей, очень даже заслуженно! Коротышки в 2015 году щелкнули по носу полный метр и подарили мне как человеку, влюбленному в кино, пьянящую эйфорию понимания того, что казахстанское кино живет!



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!