Аким в стране чудес

Фотография - Аким в стране чудес

Скриншот YouTube

Рецензия на фильм "Чума в ауле Каратас".

2974 0


21 апреля при полном аншлаге состоялась премьера фильма четвертой полнометражной картины "Чума в ауле Каратас" главного адепта "чистого" кинематографа, возведенного в абсолют, снискавшего славу самого неудобного режиссера для современного Казахстана Адильхана Ержанова.

В центре сюжета молодой человек, приезжающий в захолустный аул Каратас, чтобы занять должность акима. Прибыв на место назначения, аким выясняет, что жители аула больны, а местный главврач тратит 90 процентов бюджета на некую вакцину против гриппа и лечит пациентов по собственной методике…

Пожалуй, самое сложное в картине "Чума в ауле Каратас" – определить его жанровую принадлежность. Для одних фильм покажется притчей, для других – сказкой для взрослых, третьи увидят в нем жесткую сатиру, четвертые – один из самых страшных и реалистичных триллеров. И каждый из них будет в чем-то прав, но если все-таки попытаться дать некое определение фильму, то "Чума в ауле Каратас" – это фильм-диагноз. Диагноз обществу и государству с неутешительным прогнозом.

Художественные решения (техническими их назвать язык не поворачивается) в картине завораживают буквально в каждом кадре. Непонятно, как, но Ержанов в каждой новой картине бросает вызов не только консерваторам и традиционалистам, но и самому себе как художнику. Повествование здесь уходит на задний план, так как его полностью затмевают особый киноязык и стилистика. Ержанов не просто снимает актеров в условных декорациях, он работает с пространством так, как в свое время с ним работали Трюффо, Антониони и Тарковский.

Реплика режиссера о том, что главным героем картины является сам аул Каратас, в данном случае вполне оправдана. Номинально главный герой в течение картины поглощается аулом, а все остальные здесь играют не столько конкретных персонажей, сколько сам аул с его устоявшимся укладом и традициями.

Мелькавшие в западной прессе сравнения с Дэвидом Линчем и Францом Кафкой также здесь вполне уместны. Действительно, повествование напоминает романы Франца Кафки в леденящей душу атмосфере Дэвида Линча. Однако это далеко не все параллели, которые возникают при просмотре "Чумы…". В частности, сюжетная структура здесь перекликается с "Алисой в стране чудес" Льюиса Кэрролла. Например, в бывшем акиме (в исполнении журналиста Константина Козлова) отчетливо угадываются черты Чеширского кота, который дает главному герою некие ключи и подсказки, но никогда ничего не договаривает до конца и исчезает также внезапно, как и появляется.

Кроме того, возникают ассоциации с культовым британским триллером "Плетеный человек", однако если в фильме Робина Харди консервативный представитель власти вступает в противостоянии с религиозным сообществом, придерживающимся либеральных ценностей, то здесь, напротив, консервативное общество выступает против прогрессивного чиновника.

"Чуму в ауле Каратас" можно разбирать часами, расшифровывая все аллюзии и отсылки к кинематографу, литературе, философии и живописи. Однако самое главное в фильме Адильхана Ержанова – это ощущения и эмоции, которые испытывает зритель при просмотре. Завораживающая в своей жуткой красоте картина буквально окутывает страхом и ужасом и обескураживает своей бескомпромиссной честностью. Режиссер буквально ставит перед казахстанским обществом зеркало, в котором отражается его чудовищное лицо, оправдывающее собственную бесчеловечность традициями и ментальностью. И несмотря на все параллели, которые возникают при просмотре картины, "Чума в ауле Каратас" – это цельное и без преувеличения гениальное творение, которое никогда не выйдет в широкий прокат, но которое необходимо увидеть всем казахстанцам, чтобы понять насколько глубоко больны страна и общество.





Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!