"Минуточку! Надо пыхнуть!"

Фотография - "Минуточку! Надо пыхнуть!"

Рецензия на фильм "Славные парни"

1029 0

Добро пожаловать назад в прошлое! В славные американские 60-70-е, где миром правили неоновые огни, дым марихуаны, вечеринки и музыка пуль. Так и хочется не в тему и из другого штатовского шедевра протянуть: "Минуточку! Надо пыхнуть!". Потому что мой киноуикенд сделал лучший, по-моему мнению, фильм проката этой недели - "Славные парни".  Минуточку, но зал во время  сеанса был заполнен меньше чем наполовину?! В том-то и дело - успейте испить чашу удовольствия по полной!

Переводом названия фильма многие недовольны. К славным скорсезовским парням картина не имеет серьезного отношения - хотя один из героев в исполнении Райана Гослинга мелькнул в фирменных планах - от ботинок до макушки и обратно, ну, и понятие мафии здесь куда растяжимее. Потому и новые "Славные парни" - это сугубо вкусный авторский продукт Шэйна Блэка, великолепно взявшего старт в режиссуре ("Железный человек 3") и одновременно уже известного своими отпетыми в хорошем профессиональном смысле сценариями ("Смертельное оружие", "Последний бойскаут", "Последний киногерой"). На этот раз "Парни" Блэка  в жанровой эквилибристике скорее заряжают оружие не в классике гангстерского, а в духе "бадди муви", откуда вышел сам режиссер со своим "Смертельным оружием" и эпохой расцвета жанра, в чьем времени и закручивается действие фильма.

Фото -

Итак, двух частных сыщиков сталкивает случайность - поиск красавицы Амелии, снимающейся в экспериментальном арт-хаусе, а проще - порнофильме. Два детектива во всем противоположны друг другу - внешне, по комплекции, дедуктивному поиску и, вообще - взглядам на жизнь. Джексон Хилли в исполнении набравшего значительность Рассела Кроу - солиден в размерах, прямолинеен в действиях и при этом - разумен, бьет гладиаторскими ударами и трогательно переживает за своих жертв. Частный детектив Холланд Марч, он же Райан Гослинг - как и подобает антиподу - физически изворотлив и бессовестно обманчив, с оружием бестолков, откровенно туповат, страдает болтливостью и падучестью во время сцен насилия, одержим красотой мира в виде женщин, алкоголя и шопинга, пожалуй, единственно ахиллесовой пятой его совести является дочь-подросток, идущая в прямом смысле по пятам за папочкой. Но далее жанровая схема усложняется - напарники-антиподы уравниваются в своей незадачливости. Герои, существующие в лихих семидесятых, отчаянно стремятся угнаться за эпохой, но время, окрашенное ночным неоном Лос-Анджелеса, не желает открывать им двери. Скорее наоборот.

Двери закрываются. "Дольча вита" - лишь галлюцинации для  героического актерского трио. Несмотря на сладкую жизнь совсем рядом, они никак не попадают в нее. Герой Гослинга - из всех троих - самый стремящийся ко всем ее благам, даже на задании бросающийся в омут за русалками, в конце концов, побитый, одиноко засыпает с бутылкой на улице. И могучий герой Кроу, способный врукопашную сражаться со всем миром (где-то это было), к финалу фильма заканчивает тем же. Да, и героиня Бейсенгер - человека из власти, казалось бы, эпицентр этого злачного в искушении мира, им же и выброшена, хотя до конца не осознает и с упорством повторяет, что Детройт правит всем. Но мы-то, вскормленные Джармушем, знаем - куда приводят мечты.

Фото -


В картине все продумано и вкусно подано. Каждая сцена эквилибристки сделана в стиле клише кино прошлого, и потому претендует на славную возможность похода в американский киномузей. Так как все заморочки, казалось бы из нуара - смерть звезды, запутанное дело, продажные детективы, темные переулки и закрытые на ставни таинственные дома. Атмосфера в картине словно проникнута  даже не знаменитыми нуаровскими фильмами, а их  литературными тезками из крутых детективов Чейза и Хейли  -  с неприкаянными и неприспособленными к жизни  частными сыщиками, пытающихся по-ницшеански разобраться - кому все это нужно. Потому что клубочек одного грязного дела разматывается, постепенно набирая скорость в сюжетных поворотах, приумножая даже не физическую смерть, а ложь окружающего пространства, с помощью циничных диалогов и темной стороны действительности, в фильме - образа Лос-Анджелеса. Такой вот приветственный оммаж "Секретам Лос-Анджелеса".

Только время не стоит на месте - нуаровскому аскетичному черно-белому времени пришли на смену цветастые в великолепии блеска  денег 70-е с новой музыкой, шикарными тачками и гигантоманией в получении удовольствия. А знакомая форма нуара в картине окрашивается неоновыми светом и цветом. А чего стоят двойные  диалоги, под них попали даже артхаусники - "это кино не просто про секс" - как глубокомысленно вздыхает бестолковый Марч, или культовый каскад пуль в противника и их божественное непопадание, сверкающий взгляд таинственных антигероев, гэговая акробатика сюжетных поворотов и забытая в кино хореография боя. Но искрометная шальная картинка времени преломляется настроением  фатального невезения и одиночеством всех героев, превращая юмор в грустную сатиру над кино и жизнью.

Фото -

Важность режиссуры и драматургии Шейла Блэка как раз в том, что он вторит своим героям и грустит вместе с ними по прошлым идеалам. Вселенная Шейна Блэка в "Славных парнях" подобно лего-конструктору строится на глазах по мере развития действия. И в своем мастерстве он идет по собственному пути. Это не тарантиновская гостиница с комнатами, куда ты попадаешь по странному стечению обстоятельств, не джармушевское экзистенциальное путешествие по темным закоулкам времени. История "Славных парней", несмотря на юмор, полна грусти, ведь это заведомый проигрыш. Детройта нет, хиппи трансформировались в обыденность, коррупция осталась, Лос-Анджелес здравствует, но кино имеет только ценность порнушки. Осталось повторить слова героя Гослинга: "Как же жить моей девочке в этом мире Четов?"

И все-таки у Шейна Блэка она вертится! Славность парням и фильму приносит их героическое Вопреки, которое движет всем сюжетом и мыслью, заставляет двух неудачников, не жалея себя быть Героями - спасать коробку пленки, верить в то, что это последний кусочек правды, и воевать против всего мира за его утраченные идеалы. И потому - вперед в кинозалы, не только потому, что многое осталось за скобками, но и хотя бы потому, что это замечательная заявка на Оскар.


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!