Секс или еда?

Фотография - Секс или еда?

Фото из открытых источников

Рецензия на фильм "Неоновый демон".

3500 0


Один из самых скандальных фильмов минувшего Каннского кинофестиваля – "Неоновый демон" каким-то чудом добирается до отечественного проката на этой неделе. Противоречивая во всех отношениях работа Николаса Виндинга Рефна привела в негодование кинокритиков и в то же время вызвала восторг у многих зрителей и журналистов. Складывается ощущение, что сам постановщик, который назвал "Неонового демона" чуть ли не гимном красоте, не до конца разобрался, что именно он снял, а самое главное - для кого.

В центре сюжета 16-летняя старлетка Джесси, переехавшая из Джорджии в Лос-Анджелес с целью покорить мир большой моды. Юный ангел моментально производит фурор в пресыщенной глянцевой тусовке. Ее хотят все, от визажиста Руби до главных законодателей фэшн-индустрии. Но вслед за большой славой неминуемо приходит расплата…

Неоновым демоном сам Рефн назвал город, в котором разворачиваются события картины. И это парадоксально, ведь самого Лос-Анджелеса в картине очень мало, зато много всего другого, благодаря чему "Неоновый демон" превращается в трудноперевариваемый винегрет.

Уже с первых кадров видно, как создатели картины изо всех сил пытаются создать "искусство" в кадре. И это им удается. А если быть точнее, то "искусство" здесь от слова "искусственный". Фальшивая псевдоэстетика здесь возведена в абсолют. Первые полчаса Рефн играет со стилистикой, то погружая нас в холодный и мрачный мир фэшн-индустрии, где человек человеку волк, то обрушивая с экрана клиповую нарезку под жесткие ритмы техно. К слову, музыка Клиффа Мартинеса – один из немногих плюсов картины. И все бы ничего, если бы Рефну хватило чувства юмора сделать из всего этого сатиру, но чем дальше мы погружаемся в события, тем серьезнее и скучнее становится кино.

Темпоритм картины настолько неровен, что начинает утомлять и заставляет зрителя нервно поглядывать на часы. И в тот момент, когда становится уже невыносимо скучно, Рефн вдруг вспоминает, что вообще-то Рефн – один из немногих европейских режиссеров, умеющих грамотно и красиво препарировать насилие на экране. Он обрушивает на зрителя такой адский поток жестокости во всем ее кровавом разнообразии, что зрителю кажется – его только что вывели из сна звонкой оплеухой. Унылая арт-хаусная драма буквально за 10 минут превращается в жуткий трэш-триллер. По всей видимости, где-то здесь подразумевался катарсис, но на самом деле шокирующий финал лишь указывает на беспомощность всей картины.

Вернемся к изначальному вопросу. Что и для кого снял Николас Виндинг Рефн? Однозначно, это не сатирическое кино о том, как фабрика красоты перемалывает юного и наивного ангела и превращает его в того самого демона. Развитие характера главной героини, если и есть, то оно малозаметно.

Вполне возможно, что это феминистический манифест против сексуальной объективации женского тела, но в то же время объективируют главную героиню именно женщины. Несколько мужских персонажей (включая довольно странного персонажа в исполнении Киану Ривза) испытывают к Джесси либо романтический, либо профессиональный интерес, но никак не сексуальный.

Менее вероятно, но все-таки, быть может, это философское размышление на тему того, что красота и насилие всегда идут рука об руку. Но это тоже притянуто за уши.

В общем, ответить на этот вопрос практически невозможно. Равно как и на вопрос одного из центральных персонажей "Кто ты: секс или еда?". Увы, "Неоновый демон" ни секс, ввиду того, что не возбуждает, несмотря на наличие красивых женщин и мужчин в кадре, и не еда, хотя бы потому, что финальные сцены надолго отбивают аппетит.

Но если все-таки попытаться сформулировать некое резюме в одной фразе, то "Неоновый демон" –  это эстетский анекдот для главных редакторов фэшн-изданий, плотно посыпанный мишурой из вылизанных до блеска красивых (но безжизненных) кадров и подсвеченный мерцанием стробоскопов.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!