Вера как убийство любви

Фотография - Вера как убийство любви

Фото из открытых источников

В целом, "Ученика" Кирилла Серебренникова по праву можно считать лучшей российской картиной 2016 года.

1830 0

Понятия "российская авторская драма" и "чернуха" в сознании многих зрителей уже давно стали синонимичными. Посему новая работа Кирилла Серебренникова, представленная в этом году в программе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля, вызывала опасения, что в очередной раз нас окунут с головой в "страну неотмененного рабства" (так называет Россию сам Серебренников) с ее повальной нищетой, коррумпированностью властей, обшарпанными комнатами и коридорами и деградирующим населением. К счастью, второго "Левиафана" не случилось.

В центре сюжета старшеклассник Вениамин Южин, неожиданно для всех превратившийся из просто "трудного подростка" в одержимого религиозного фанатика.

Веня не просто изучает священное писание, он буквально терроризирует всех окружающих цитатами из Библии, не признавая никаких авторитетов (в том числе школу, родителей и церковь), кроме Бога. Единственным человеком, готовым дать отпор религиозной агрессии подростка, становится учительница биологии Елена Львовна Краснова. В противостоянии религиозного фанатика и женщины с прогрессивными взглядами неизбежными жертвами станут любовь и человечность.

"Ученик" стал экранизацией одноименного спектакля "Гоголь-центра", который Серебренников поставил в 2012 году по мотивам пьесы "Мученик" немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Естественно, и спектакль, и пьеса были адаптированы под российскую действительность. Однако, в отличие от большинства современных российских режиссеров, Серебренников не стал углубляться в так называемый "диагноз современной России" и сосредоточил внимание на истории и характерах, создав невероятно актуальное и злободневное произведение.

Известный своими либеральными взглядами постановщик в новой картине с одной стороны отстаивает свои взгляды, но, с другой стороны, "Ученик" является яркой иллюстрации того, что радикализм (религиозного ли толка, прогрессивного ли) губителен для всех. По сути своей, "Ученик" рассказывает о толерантости, которой на самом деле не существует.

Оба центральных героя, готовые уничтожать все на своем пути ради своих убеждений, превращаются в мифологическое чудовище с двумя головами, смотрящими в разные стороны. При этом Серебренников не пытается сделать из "Ученика" "чистую" драму. По факту, картина "Ученик" в большей степени является абсурдистской черной трагикомедией, в которой смешное и страшное – зеркальное отражение одного и того же.

Прекрасную во всех отношениях режиссуру дополняет филигранная работа оператора Владислава Опельянца, которая своими длинными планами отсылает к театральному первоисточнику картины, но в то же время делает "Ученика" одним из лучших образцов современного киноискусства.

Впрочем, главным локомотивом всей картины, безусловно, следует считать актерский состав. Молодой актер Петр Скворцов, несмотря на довольно внушительную фильмографию, кажется, впервые в своей карьере сыграл действительно значимую и яркую роль. Вениамин Южин в его исполнении пугает и отталкивает, но в то же время завораживает своей демонической энергетикой.

Не отстает от Скворцова и Виктория Исакова, в чью героиню Серебренников вложил все привлекательное и отпугивающее в современном либеральном обществе.

При том, что основное внимание зрителя сосредоточено на двух главных героях, остальной актерский состав (почти в полном составе перекочевавший из постановки "Гоголь-центра") не теряется и украшает картину своим присутствием, создавая яркие, интересные и узнаваемые образы.

В целом, "Ученика" Кирилла Серебренникова по праву можно считать лучшей российской картиной 2016 года. Блестящая работа, соединившая в себе элементы авторского и зрительского кино.





Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!