Побег из Тараза: операция "большое кино"

Фотография - Побег из Тараза: операция "большое кино"

Фото из открытых источников

"Тараз" – это удачный пример утверждения, что кино – это коллективный труд.

9487 0

Вряд ли кто-то может поспорить с тем фактом, что на сегодня Нуртас Адамбай чуть ли не единственный кинопродюсер, умеющий продавать свой продукт аудитории. Однако режиссерские и актерские амбиции экс-КВНщика и шоумена у многих вызывали определенную долю скепсиса. В какой-то степени этот скепсис был оправдан, три предыдущие картины Адамбая были основаны не только на богатом КВН-овском прошлом, но и на телевизионных проектах, в которых Нуртас отработал несколько сезонов. Вышедшая в прокат картина "Тараз" демонстрирует, что и актерские, и режиссерские амбиции автора далеко небеспочвенны.

Центральными персонажами картины становятся трое друзей – Сапар, Айдар и Асан. Нелепая потасовка в клубе приводит к тому, что герои оказываются виновными в гибели сына местного авторитета. Понимая, что ни полиция, ни связи не помогут им избежать наказания, друзья решают бежать из Тараза в Алматы, взяв в заложники свидетельницу потасовки и таксиста, оказавшегося не в том месте не в то время…

Уже на стадии запуска моралисты успели обвинить Нуртаса Адамбая в романтизации бандитизма, однако с первых секунд фильма становится понятно, что "Тараз" настолько же далек от "Бригады" и "Рэкетира", как и от всех предыдущих проектов режиссера. Впрочем, зритель неизбежно будет сравнивать картину с другим образцом криминального кино – культовой картиной "Бумер" Петра Буслова. Да, по своей структуре "Тараз" и "Бумер" действительно имеют много общего. Однако принципиальным отличием этих двух фильмов является то, что главные герои "Тараза" – это не бандиты, пострадавшие из-за уверенности в собственной силе, а провинциальные аутсайдеры, ставшие жертвами как обстоятельств, так и личностных качеств, и путь криминала для них не образ жизни, а вынужденная мера ради спасения собственной жизни.

Фактически, "Тараз" – не столько криминальная драма, сколько психологическая. Несмотря на относительно большое количество экшн-сцен, перестрелок, драк и так далее, основной упор здесь делается на характерах героев и их внутренних конфликтах. При этом "Тараз" является редким примеров удачного актерского ансамбля (в том числе и самого Адамбая), который заставляет поверить и в характеры, и в конфликт.

Говоря об актерах, нельзя не отметить блестящую работу Еркебулана Дайырова, который в очередной раз доказывает негласное звание одного из лучших молодых драматических актеров Казахстана. Однако главным открытием "Тараза" по праву можно назвать Асана Мажита, который не только не уступает Дайырову в профессионализме, но в отдельных сценах превосходит весь актерский состав вместе взятый.

Было бы преступлением в рецензии к "Таразу" не упомянуть оператора Азамата Дулатова, который в очередной раз превзошел самого себя, создав в кадре завораживающе гнетущую атмосферу безысходности и неизбежной трагедии.

В целом, "Тараз" – это удачный пример утверждения, что кино – это коллективный труд. Здесь сошлись и уверенная режиссура, и слаженная работа актерского состава, и не вызывающая никаких вопросов или претензий работа технического и художественного департамента, и гениальная работа оператора, и грамотный монтаж.

Пожалуй, единственным минусом фильма можно признать отдельные нестыковки и шероховатости в сценарии. Впрочем, они искупаются блестящим во всех отношениях финалом и душераздирающим эпилогом под песню Галымжана Молданазара.





Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!