Кочевник: Воскрешение

Фотография - Кочевник: Воскрешение

Фото из открытых источников

Премьерные показы исторической драмы "Казахское ханство. Алмазный меч" состоялись ко Дню независимости РК.

9981 1

Многострадальный сериал об истории становления Казахского ханства внезапно добрался до больших экранов в виде киноверсии. Именно так называют свое творение авторы выходящего проекта "Казахское ханство. Алмазный меч". Критиковать этот проект – дело заранее гиблое. Авторы уже встали в стойку и развернули транспарант "Историю знать надо, и все, что мы не показали в кадре, должно быть у вас на подкорку записано". И поэтому любой, кто поднимет неалмазный меч против киноверсии сериала Рустема Абдрашова, моментально будет обвинен в неуважении к истории, необразованности и… ну, и запросто могут врагом народа объявить. Почему бы и нет?

Итак, XV век. Правитель Абулхаир Шайбани, узурпировавший власть в Белой орде, заключает договор с ойратами, который вообще никого не устраивает, да и самодурство правителя изрядно портит кровь многим племенам. Два султана-чингизида, законные наследники трона – Керей и Жанибек – призывают часть кочевых племен уйти от жесткого Абулхаира. Так в Великой степи зарождается государственность и образуется Казахское ханство.

В истории телевидения немало случаев, когда телевизионные герои перекочевывали на большой экран. Но! Это всегда был либо отдельный спецэпизод, снятый специально для кинопроката (например, "День доктора" - фильм про Доктора Кто, вышедший года три назад), либо полнометражный сиквел, вышедший после закрытия телесериала ("Вероника Марс", два полнометражных фильма "Секс в большом городе", "Красавцы"). Но никому и в страшном сне не могло присниться, что можно взять десятичасовой хронометраж полноценного телесезона, упаковать его в два часа непрерывного дайджеста и, обозвав все это "киноверсией", пустить в прокат. 

Поздравляем казахстанских кинематографистов с очередной инновацией!

Если вы следили за проектом, то позиционировался он как наш ответ "Игре престолов" и "Сулейману Великолепному". А что является одной из основных характеристик этих сериалов? Правильно! Сложная драматургия, в которой переплетаются десятки сюжетных линий с участием около полусотни различных персонажей, которые так или иначе оказывают влияние на персонажей, с которыми они могут даже не пересечься по ходу сюжета. Вы бы рискнули втиснуть все события первых десяти серий "Игры престолов" в 130 минут? Чтобы при этом заявить всех персонажей, конфликты между ними и сделать шокирующий финал с казнью одного из центральных героев? А вот Рустем Абдрашов и продюсер киноверсии Инкар Абдраш (да, прямые родственники) рискнули и получилось так, что около десятка сюжетных линий было завязано, но ни одна из них не получила хоть какое-то логическое завершение. Просто потому что персонажам элементарно не хватало ни времени, ни места в кадре.

Вместо того чтобы раскрывать взаимоотношения между героями, завязывать интриги, углубляться в природу персонажей и их характеры, Абдрашов ударяется в фирменную патетику жанра "кино по госзаказу", где каждый второй персонаж (особенно это хорошо получается у Асана Кайгы) уходит в глубокомысленные думы, которые начинается со слов "О, казахи, мой бедный наивный народ". При этом от этой ненужной патетики страдают даже эпизодические герои. Так, например, в начале фильма старик, копающий могилу, причитает "О, Жанибек, где те дивные времена, когда правил твой отец? Те дни благоденствия, когда снегири могли свить гнездо на спине овцы (нормальный такой образ, да?)".

Сюжет при этом судорожно скачет от героя к герою, пытаясь понять, на ком бы так сосредоточиться, чтобы хоть что-то стало понятно. От Жанибека и Керея – к их сыновьям, от Абулхаира Шайбани – к Казтугану, от Казтугана – к внуку Абулхаира, от четвертой жены Абулхаира Шайбани Рабии  – к Кобланды батыру. При этом герои появляются и исчезают в каком-то рандомном порядке. Монтажный план фильма выглядит следующим образом: экшн-сцена (каскадеры из Nomad-а реально спасают почти весь фильм вместе с костюмерами), бородатые мужчины переругиваются, кочевье, ой, у нас почти полностью выпадает четвертая серия и поэтому в клиповом монтаже мы покажем все ее содержание за сорок секунд, экшн-сцена, опять бородатые мужики, экшн-сцена, невероятно затянутая линия с младенцем, которая вообще никакого влияния на сюжет не оказывает, экшн-сцена и… а давайте просто скажем в конце "вот так и образовалось Казахское ханство".

А зритель все ждет, когда раскроется хотя бы один из центральных героев. Но не дожидается. Так, например, единственное отличие Жанибека от Керея заключается в том, что один старше, другой младше. Все! А, ну, у Жанибека еще есть жена (которую играет супруга Рустема Абдрашова Мадина Есманова) и любовница Рабия (нет, не любовница Абдрашова, а актриса Карлыгаш Мухамеджанова). Кстати, это еще одна любовная линия Шредингера в отечественном кино. Там вроде как у людей любовь с детства, но Жанибек спокойно откочевывает от возлюбленной, даже не предлагая бежать вместе с ним. Наверное, потому что Жанибек  – не троянский Парис и чужую жену уводить для него "уят болады". Поэтому любовная линия поддерживается при помощи соколиной почты. К слову, у Жанибека есть невероятная суперспособность – он умудряется разглядеть в небе Великой степи птицу и опознать ее.

Ну, а про Керея из фильма можно узнать только то, что он был избран первым ханом Великой степи. Почему? Ну, потому что он старше. В общем-то, за 550 лет ничего не изменилось.

Образы антагонистов тоже весьма схематичны. Абулхаир Шайбани – это такая смесь Кощея Бессмертного с Иваном Грозным (причем в трактовке Мамонова и Лунгина), его внук (единственный мужчина в степи, который зачем-то красит глаза, видимо, чтобы сразу было понятно, что нехороший человек) – это какая-то узбекская лайт-версия Джоффри Баратеона. Вроде бы никого не убивает, но при этом хамит, дерзит, врет, обещает всех найти и покарать. Ну а ойратский предводитель – так, просто криминальный авторитет всея степи.

Для пущей крутости в сюжет так же введен полулегендарный Кобланды батыр – эдакий степной Бэтмен. Может запросто на коне заскочить в ханский дворец (вслед за ним бежит с десяток беспомощных охранников, даже не пытающихся остановить вооруженного мужика, который на раз-два может проломить череп хану), нахамить Абулхаиру и спокойно уехать догонять Керея и Жанибека. И охрана опять стоит. Прямо скажем, так себе тиран получается из Абулхаира при такой-то свите. Впрочем, о чем тут говорить, если первая жена Абулхаира – опереточная полуцыганская женщина, которая парит ему мозги на тему "господин, назначил любимой женой Рабию" и… исчезает из сюжета навсегда.

Обиднее всего в этой ситуации за актеров. Потому, что во время просмотра есть четкое понимание, что они-то играли цельные образы, которые безжалостно покромсали ради никому не нужной киноверсии. В частности, одной из самых интригующих линий остается дружба и противостояние Касыма и Бурындыка (Аян Отепберген, пожалуй, один из самых недооцененных актеров современности, который мимикой и взглядом отыгрывает больше, чем ветераны, зачитывающие километровые монологи). В этой линии действительно чувствуются и характеры и природа взаимоотношений, в которых братская любовь соседствует с конкуренцией и полярными взглядами на мир. Если киноверсия и может заставить посмотреть сериал полностью, то только из-за этих двух героев.

Едва ли кто-нибудь сможет понять, для чего и кому была нужна киноверсия сериала "Казахское ханство". Ведь сериал – это (хочется в это верить) законченное художественное произведение (даже с прицелом на второй сезон), в котором есть определенная стилистика, логика, ритм повествования, монтажные решения и так далее. И надо понимать, что в кино все это не впихнешь, как бы сильно ни пытался, ведь у кино есть своя, значительно отличающаяся от телесериала структура, существующая по собственным законам. И это касается не только сюжета, но и технической составляющей, ведь по картинке понятно, что операторы и художники работали над проектом, который не предназначен для показа на большом экране.

Очень хочется верить в то, что зритель не поддастся на фирменные спекуляции на тему "Это же наша история", "В память предков нужно поддержать проект", ну и на прочие псевдопатриотические манипуляции. У нас уже был одно масштабное позорище под названием "Кочевник" (которое подавали под тем же патриотическим соусом), зачем спустя десять лет наступать на те же самые грабли?

Поэтому "Казахское ханство. Алмазный меч" ни в коем случае не рекомендуется к кинотеатральному просмотру. Лучше дождаться телевизионной версии, которая, по всем ощущениям, все-таки сможет объяснить, для чего все это создавалось.





Загрузка...

Комментарии (1)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


Хасан 6 янв. 16:20

Я так и не понял это сериал или фильм?

Ответить