Свет чужой луны

Фотография - Свет чужой луны

Фото из открытых источников

Рецензия на фильм "Лунный свет".

3358 0

Один из трех фаворитов грядущей церемонии награждения премии "Оскар", драма Барри Дженкинса "Лунный свет" уже неоднократно подвергалась остракизму со стороны консервативной публики. Еще бы, на первый взгляд, Дженкинс выбивает классическое "оскаровское" комбо – история чернокожего гомосексуалиста, вынужденного выживать в опасном мире, где по одну сторону обитают гангстеры и наркоторговцы, а по другую их жертвы. Однако на деле "Лунный свет" оказывается куда более глубокой и по-своему уникальной картиной.

Действие в картине поделено на три сегмента. Почти по Толстому: детство, отрочество, юность. В первом сегменте зритель знакомится с маленьким мальчиком Широном, живущем в неблагополучном районе Майами. Над нерешительным Широном регулярно издеваются одноклассники, дома ждет мать, страдающая от наркозависимости.

Парадокс заключается в том, что единственным человеком, который помогает Широну выжить в жестоком мире становится гангстер Хуан, который поставляет наркотики его матери.

Последующие сегменты рассказывают о жизненном и сексуальном самоопределении Широна.

Первой реакцией неподготовленного зрителя на "Лунный свет" вполне естественно становится неприятие. Особенно для зрителя, живущего за пределами США и не совсем вникающего в обстоятельства, в которых вынужден жить главный герой. Кроме того, восприятию картины мешает явная и скрытая гомофобия, отсутствие линейного сюжета и четкого разделения на черное и белое. Поэтому едва ли кого-то удивит, что в прокате СНГ и странах Азии "Лунный свет" скорее всего пройдет незамеченным, несмотря на восемь номинаций на "Оскар". Проблематика и мотивы, поднятые в картине Дженкинса для этих регионов неактуальны и бесконечно далеки. В принципе, сам факт, что фильм добрался до отечественного проката можно назвать чудом.

И если отбросить все вышесказанное и рассмотреть картину Барри Дженкинса, как многослойное и в какой-то степени философское полотно, то "Лунный свет", если и не западает в душу, то, как минимум, воспринимается, как весьма любопытное социологическое и культурное явление.

Безусловно, Барри Дженкинс поднимает в своей картине и тему гомофобии, и расовой дискриминации, и социального неравенства. Однако постановщику хватает таланта и сил не делать упор на лежащих на поверхности проблемах главного героя. По сути своей, "Лунный свет" - это история самоосознания и принятия самого себя. Параллели с "Отрочеством" Ричарда Линклэйтера здесь неслучайны. И хотя Дженкинс и не тратит 12 лет на воплощение своего замысла в жизнь, а центральный герой совсем не похож на белого мальчика из благополучного пригорода, общая структура и тематика взросления здесь четко прослеживается.

Однако, если герой "Отрочества" взрослеет и формируется больше под влиянием внутрисемейного конфликта, то перед центральным героем "Лунного света" стоит куда более сложная задача – выжить в обществе или исчезнуть навсегда. Последний сегмент картины иллюстрирует выбор каждого второго взрослого, а именно отторжение (или если быть точнее, поглощение) собственного я и слияние с актуальной экосистемой.

С художественной точки зрения, "Лунный свет" приятно удивляет. Дженкинсу при довольно скромном бюджете удалось создать цельное творение с претензией на произведение искусства. Здесь и завораживающая операторская работа и западающий в душу саундтрек и удивительная органика с которой вписывается актерский ансамбль в повествование. В частности, претензии Махершалла Али на все полученные и грядущие премии (включая "Оскара") не вызывают сомнений.

Учитывая все вышесказанное, картина "Лунный свет" Барри Дженкинса – это не то кино, которое можно рекомендовать друзьям или близким. Это тот редкий случай, когда картина либо выстраивает личные и глубоко интимные отношения с отдельно взятым зрителем, либо вызывает полное отторжение и скуку уже на 10 минуте просмотра.





Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!