Взаперти у моря

Фотография - Взаперти у моря

Фото: cinemaholics.ru

Рецензия на фильм Кеннета Лонергана "Манчестер у моря".

2637 0


Последним напоминанием о прошедшей месяц назад "оскаровской" церемонии на экраны СНГ вышла камерная драма Кеннета Лонергана "Манчестер у моря", получившая статуэтки за лучший сценарий и лучшую мужскую роль.

В центре сюжета история разнорабочего Ли, который обитает в Бостоне и плотно сидит на стакане. Внезапная новость о том, что у старшего брата случился инфаркт, заставляет Ли бросить все и вернуться в родной городок Манчестер у моря, где похоронена самая страшная тайна в жизни героя. Помимо незапланированного столкновения с прошлым, на Ли обрушиваются организация похорон и опека над племянником-подростком.

Картина Кеннета Лонергана входила в тройку основных претендентов на "Оскар" в этом году, наряду с "Ла-Ла Лендом" и "Лунным светом". И если фильм Дэмиена Шазелла был своего рода трибьютом по золотым временам мюзиклов, пришедшихся на 1940-1960-е годы прошлого столетия, а драма Барри Дженкинса аккуратно вписалась в концепцию "оскаровского" либерализма, начавшейся в середине 2000-х (когда за главного "Оскара" боролись антирасистское "Столкновение" и антигомофобная "Горбатая гора"), то "Манчестер у моря" напоминает зрителю о 1980-х годах, когда академики сосредоточили свое внимание на камерных семейных историях, типа "Обыкновенных людей" Роберта Рэдфорда, "Слов нежности" Джеймса Л. Брукса или "Крамер против Крамера" Роберта Бентона. То есть в целом "Манчестер у моря" наравне с обозначенными картинами – это универсальная история без привязки ко времени и месту и замешанная исключительно на психологизме и актерском исполнении. Победа на "Оскаре" означала бы лишь то, что в рядах киноакадемиков возвращается мода на кино, а не на политические высказывания и манифесты. Но, увы, случилось то, что случилось.

Впрочем, полученные Лонерганом и Аффлеком статуэтки указывают на то, что Академия еще не окончательно политизирована. Написанный автором скрипт, безусловно, выполнен филигранно и столь же мастерски перенесен на экран. "Манчестер у моря" лишен искусственного и неестественного надрыва, коими грешат многие современные драмы. Напротив, автор аккуратно и почти монотонно погружает зрителя в атмосферу картины, в которой долгое время как будто бы ничего не происходит, кроме скучной рутины из жизни одноэтажной Америки. И именно этот аскетизм, сдобренный щепоткой мрачного бытового юмора, приковывает внимание зрителя, заставляя его испытать неоднократный катарсис.

Центральной темой фильма, как бы банально это ни звучало, становится сама жизнь и отношение к ней. В жизни двух центральных героев происходит трагедия, однако если Ли добровольно погружает себя во внутреннюю тюрьму и не имеет никаких целей, то его племянник Патрик после потери отца, напротив, будто бы не замечает смерти и стремится жить полноценной жизнью, к которой привык. На этом контрасте строится внешний конфликт фильма.

Внутренний же конфликт сосредоточен на неспособности Ли простить себя даже в тот момент, когда сама жизнь дает ему второй шанс на обретение семьи, дома и даже любви женщины, чью жизнь он разрушил. Для раскрытия этого конфликта в сюжет введен весьма интересный образ старой лодки, от которой Ли всеми силами стремится избавиться, а Патрик, в свою очередь, мечтает отремонтировать и выйти на ней в море.

Кейси Аффлек, собравший невиданный урожай наград за "Манчестер у моря", создает невероятный по своей глубине характер несимпатичного и далеко не самого умного человека, который, несмотря на все недостатки, вызывает у зрителя сочувствие и сопереживание. Не отстает от старшего товарища и молодой актер Лукас Хеджес, также претендовавший на "Оскар" в этом году. И, конечно, нельзя не отметить блестящий перфоманс Мишель Уильямс, которой в совокупности достается не больше двадцати минут экранного времени, но и их становится достаточно, чтобы передать всю многогранность мастерства актрисы.

В целом, "Манчестер у моря" - это блестящая, точно выверенная и глубоко интимная драма, с которой зрителю необходимо выстроить собственные отношения. Не факт, что для этого необходим кинотеатральный просмотр – несмотря на то, что картина сама по себе довольно атмосферная, зрелищность в ней достигается за счет психологизма и актерской игры. 




Теги:

Оскар кино

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!