Карим Кадырбаев
кинокритик
4196

В ожидании зверя

О триллере М. Найта Шьямалана "Сплит".
Фотография - В ожидании зверя Фото из открытых источников

С внушительным опозданием до казахстанских экранов добрался один из самых прибыльных триллеров современности - "Сплит" М. Найта Шьямалана. Трейлер картины интриговал нетривиальным сюжетом и обещал небывалый перфоманс в исполнении Джеймса Макэвоя. Однако на деле получилось нечто совершенно иное…

На людной парковке мужчина похищает трех старшеклассниц и поселяет их в подвале глухого здания. Вскоре мы узнаем, что мужчину зовут Кевин и в нем уживаются сразу 23 личности, три из которых объединились в так называемую "орду" и собираются принести девушек в жертву некоему Зверю. Зверь, в свою очередь, является 24-ой личностью Кевина, но он не совсем человек.

Шьямалан снова всех обманул, причем неоднократно и не всегда этот обман приятен. В частности, главной жертвой обмана Шьямалана стал Леонардо ДиКаприо, который ровно два года назад объявил о том, что планирует спродюсировать экранизацию документального романа Дэниела Киза "Таинственная история Билли Миллигана" с собой в главной роли. Однако после того, как Шьямалан стремительно схватился за идею о герое с диссоциативным расстройством личности, "Билли Миллиган" исчез из списка будущих проектов ДиКаприо и теперь неизвестно, когда "оскаровский" лауреат вернется к образу, о котором он мечтал последние 20 лет.

Но довольно о ДиКаприо, ведь речь идет о совсем другой картине, которая при бюджете в 10 миллионов умудрилась только в американском прокате собрать почти 140 миллионов. 

И первый обман Шьямалана заключается в том, что "Сплит" - это вовсе не актерское кино, как могло показаться из трейлера. Нет, Джеймс Макэвой довольно неплох во всех представленных образах. 

Другой вопрос, что вместо обещанных 24 личностей на экране будут представлены максимум восемь, и далеко не все они интересны. К тому, же никак не удается забыть о том, что в фильмографии Макэвоя уже были куда более интересные роли людей с психическими расстройствами в фильмах "Грязь" и "Транс", и, по сути, ничего нового в "Сплите" актер не демонстрирует, а лишь подтверждает свои незаурядные актерские способности. К тому же, в локализованной версии картину портит дубляж: нет возможности оценить, как Макэвой обыгрывает голосом переход от одной личности к другой. В частности, голос девятилетнего Хэдвига (одной из личностей Кевина) звучит как голос КВНщика и соведущего программы "Вечерний Ургант" Александра Гудкова, поэтому вместо напряжения этот "персонаж" скорее вызывает смех.

Но вернемся к режиссуре. Вдоволь поигравшись с большими бюджетами, Шьямалан наконец-то вернулся к крепко сбитым психологическим (или тут больше подойдет термин "психическим") триллерам, в которых все строится на умение работать с актерами и построении "саспенса" при минимуме экшна. Надо отдать должное режиссеру - "Сплит" на протяжении всех двух часов держит в напряжении и не позволяет зрителю отвлекаться от происходящего на экране. Созданная Шьямаланом клаустрофобная атмосфера в кадре действует на все сто процентов. Кроме того, в финале картины Шьямалан сводит две независимые друг от друга линии – Кевина и одной их похищенных девушек и выдвигает весьма противоречивую, но интересную мысль о жизнеспособности людей. Ну, и, Шьямалан был бы не Шьямаланом, если бы не ввернул неожиданный твист под занавес картины, который будет понятен лишь киноманам и истинным поклонникам творчества режиссера.

В целом "Сплит" - довольно крепкий и атмосферный психологический триллер, который интересен не столько темой расщепления личности, сколько исследованиями взаимоотношения охотника и жертвы. Те же, кто ожидает от картины М. Найта Шьямалана переосмысления "Таинственной истории Билли Миллигана", скорее всего, будут разочарованы.


Загрузка...