Алешкина нелюбовь

Фотография - Алешкина нелюбовь

Фото из открытых источников

Рецензия на фильм Андрея Звягинцева "Нелюбовь".

1281 0

Приз жюри Канн и самые высокие оценки критиков (с первого дня фильм занимал первую строчку в рейтинге кинокритиков, работавших в Каннах), решение выпустить фильм в прокат сразу же после объявления результатов основного конкурса фестиваля (несмотря на конкуренцию с комикс-блокбастером "Чудо-женщина") – все это внезапно сделало "Нелюбовь" Андрея Звягинцева самой нетипичной и при этом ожидаемой премьерой июня.

Не то притча, не то триллер, не то бергмановская драма повествует о разрушающейся семье Бориса и Жени. Фактически они уже давно не живут вместе и строят свою жизнь самостоятельно. У Жени – богатый пожилой ухажер, Борис обрюхатил молоденькую дурочку-блондинку и планирует связать с ней жизнь. Наличие 12-летнего сына Алеши для обоих героев является неудобным, но не непреодолимым обстоятельством. 

Решение о судьбе Алеши уже принято, но неожиданно для обоих родителей мальчик исчезает.

"Нелюбовь" - на первый взгляд, типичное арт-хаусное кино, которым просто нельзя не восхищаться, не ломать голову в разгадывании посыла и разбросанных на протяжении всей картины артефактов и подсказок и копья в интеллектуальных дискуссиях "А о чем же на самом деле это кино?", где обязательно должны всплыть фамилии Тарковского и Ингмара Бергмана и рассуждений о современной России.

При этом как-то не хочется замечать слишком очевидные метафоры и рифмы на тему великой державы и брошенных сыновей ее. Уж больно все на поверхности, широкими мазками писано в финальных сценах, когда по телевизору крупным планом мелькает лицо Киселева, звучит фамилия "Родина" и рассуждения на тему "Че там в Украине?", а на этом фоне героиня с крупной надписью Russia на спортивной куртке безучастно бежит на беговой дорожке. Да, социальный подтекст – это, безусловно, то, что в первую очередь ожидаешь от картин Звягинцева, особенно после нашумевшего "Левиафана", но не так грубо, не в лоб.

Сам Звягинцев не отрицает влияния Бергмана и конкретно "Сцен из супружеской жизни" на свою новую работу и первую половину картины с удовольствием это самое влияние демонстрирует, создавая камерную и почти герметичную драму о мертворожденном браке, в котором никогда не было места ни любви, ни уважению, ни родительским чувствам. Разница лишь в том, что Бергман в "Сценах…" погружался в экзистенциальный кризис отношений между мужчиной и женщиной, а Звягинцев как бы ни следовал заветам мастера, все равно снимает фильм-диагноз о конкретной стране, но не России, а Постсовковии с ее квартирными вопросами, сложными взаимоотношениями с институтами религии (не потроллить РПЦ в очередной раз режиссер просто не мог), удушающими и непроглядными городскими пейзажами и атмосферой тотальной безнадеги вне зависимости от интерьера, будь то роскошно обставленная квартира жениного ухажера или обветшалое заброшенное здание не то детского лагеря, не то спортивного интерната (здесь пламенный привет незабвенному Андрею Арсеньевичу). Ну и в конце концов Бергман видел у своих героев будущее и на закате жизни снял сиквел "Сцен…" под названием "Сарабанда", а вот Звягинцев едва ли вернется к героям "Нелюбви".

Вторая половина картины обманчиво рисует зрителю детективную линию, которая с одной стороны контрастирует с первой половиной, с другой логично ее продолжает. И снова троллинг православия ("Я лучше Богу дом завещаю, чем вам" кричит мать Жени, напоследок смачно выматерившись). Но ждать традиционной для жанрового кино развязки не стоит. Не про то кино, совсем не про то.

И по всем законам драматургии мы вновь возвращаемся к заданному вопросу "А о чем же снял Звягинцев?". Без спойлеров не обойтись, поэтому лучше ответить самому себе на этот вопрос после просмотра.

В целом же "Нелюбовь" - очередной показатель того, что Звягинцев по-прежнему в прекрасной творческой форме, картина вне всяких сомнений качественная, глубокая, с блестящими актерскими работами и филигранной (в очередной раз) работой постоянного оператора Звягинцева – Михаила Кричмана.





Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!