Бэтмен против усеновщины

Фотография - Бэтмен против усеновщины

Фото: vosmerka.kz

О фильме "Грязь большого города" Наримана Туребаева.

2641 0

Фильм "Грязь большого города" казахстанский режиссер Нариман Туребаев закончил еще в конце прошлого года, но публике картину пока не показывали. Движение "Партизанское кино", в формате которого снималась "Грязь", не подразумевает широкого проката лент, однако публичный показ в Алматы все-таки состоялся: в минувшие выходные на стройке большой сцены театра ARTиШОК как часть проекта Большая сцена PREVIEW.

"Грязь большого города" - это история о мстителе, который начинает карать преступников после того, как мажор на "Лексусе" насмерть сбивает его невесту и откупается от наказания. Концептуально – герой нетипичен для фильмов режиссера, но по факту действие разворачивается все в той же вселенной, которая хороша известна публике Туребаева.

А вселенная эта такова, что в ней мог появиться только молчаливый, интровертный, социопатичный Бэтмен. 

Вообще если искать определение – какой он, герой Туребаева, то точнее всего будет ответить: никакой. Герой-желе, по внешним проявлениям которого никак не понятно, что там бушует у него внутри.

Центрального персонажа "Грязи" все же отличает решительность: он совершает одно убийство за другим, причем от раза к разу заметно меняется его мотивация. Каждый раз толчком к новому эпизоду самосуда становятся интервью, которые, по сюжету, записывала погибшая невеста героя. Технически в фильм попали мнения реальных людей, у которых группа интересовалась, что они думают о боге, о смерти, об эвтаназии, о наказании преступников без следствия. 

Спойлер: согласно интервью, большинство алматинцев обрадовалось бы появлению убийцы, убивающего убийц.

И хотя внутри фильма Туребаев напрямую воздерживается от оценок, его отношение к идее народного мстителя можно проследить по неким косвенным признакам. Во-первых, визуальная составляющая: для режиссера привычно помещать своих несимпатичных героев в совершенно уродливые локации, в которых никогда не узнать Алматы. Во-вторых, ближе к развязке история превращается в абсолютный фарс, а финал так вообще выглядит призывом перестать относиться к герою всерьез.

Лента получилась эклектичной, а документальные кадры окончательно размывают ее жанр. Режиссер в интервью во время съемок говорил, что планирует снять триллер, но триллером "Грязь большого города" назвать можно с большой натяжкой – это все-таки больше социальная драма. В этом смысле эстетика Наримана Туребаева и казахстанских кинопартизанов в достаточной мере похожа, и совместный проект получился соответствующим как концепции "партизанского кино", так и почерку режиссера и сценариста Туребаева.

Главная, пожалуй, особенность (и, субъективно, достоинство) "Грязи" – ярая конъюнктурность. Фильм бы выиграл, будь он показан сразу после завершения работы, но, впрочем, ситуации, списанные с реальных, все равно до сих пор узнаваемы: тут обыграны и история с избиением Баян Есентаевой, и все "подвиги" Максата Усенова.

Помимо понятных ситуаций, в "Грязи" еще и много известных лиц. На роли второго плана режиссер пригласил Чингиза Капина, Ольгу Ландину, Камиллу Нугманову, Нурлана Жумагали, а главную сыграл телеведущий Аскар Мендыбаев.

У Туребаева актеры в кадре не живут и не играют, а скорее функционируют. Для актеров, а тем более для непрофессиональных, это какой-никакой вызов: в какой дальний карман нужно засунуть собственное обаяние и желание нравиться, чтобы в результате на экране выглядеть с минимальным вызовом. Мендыбаев в "Грязи" вышел безупречным туребаевским героем – этот Бэтмен вместо черной маски летучей мыши всю свою геройскую биографию не снимал маску полного безразличия. 

В "Грязи" с точки зрения морали интересно то, что фильм дает и вопросы, и ответы (через те же самые документальные интервью), но это в результате оказываются не те вопросы и не те ответы. Главное, что оставляет после себя фильм, это чувство диссонанса, и в противоречивости, двойственности мира, кажется, и есть главная истина, которую преподносит режиссер.

"Грязь большого города" - первая партизанская премьера в 2017 году и пока чуть ли не единственная заметная независимая драма за сезон. 

Когда у публики снова будет возможность увидеть фильм и сложится ли его фестивальная судьба, пока не известно.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!