Нуртасовщина против Усеновщины: кино

Фотография - Нуртасовщина против Усеновщины: кино

Фото: livemuz.kz

В "жизненном кино" все без изысков, но вполне достаточно для того, чтобы зритель верил в историю и сопереживал героям.

14378 1

В обывательских кругах есть такое понятие, как "жизненное кино". Его, как правило, избегают журналисты и кинокритики. "Жизненное кино" где-то посередине между выпуском вечерних новостей и программой "Пусть говорят". Оно безыскусное, прямолинейное, наивное и больше напоминает кухонные разговоры с неистребимыми "обнаглели", "совесть потеряли", "убивать таких надо". И вот это "жизненное кино", вопреки всякой логике, нравится зрителю, которого вообще слабо интересуют такие понятия, как режиссура, актерская игра, драматургия и так делее. И ярчайшим примером именно такого кино стала картина Рашида Сулейменова "Когда ангелы спят", снятая по заказу певца Кайрата Нуртаса.

В центре сюжета история учительницы по имени Арман, которая планирует выйти замуж за футболиста Курмана и переехать с ним в Астану. Празднование годовщины отношений и грядущей помолвки омрачается потасовкой с компанией пьяных молодых людей и последующими похищением и изнасилованием Арман.

Попытка спасти любимую оборачивается для Курмана арестом, а насильники благодаря покровительству влиятельных родителей выходят на свободу. Главная героиня ищет справедливости, но в итоге вынуждена добиваться ее собственными силами.

Феномен "жизненного", или, если угодно, "народного" кино (да и не только кино), заключается в том, что неискушенный зритель, то есть подавляющее большинство, чувствует эмоциональную близость с главными героями. Их роднят общие цели, мечты, стремления и страхи. И враги у них соответственно общие. В мировой культуре примеров подобного "народных" явлений масса – от легенд о Робине Гуде до фильмов типа "Ворошиловский стрелок" (с которым, собственно, в первую очередь и ассоциируется фильм Рашида Сулейменова).

Центральные персонажи "Когда ангелы спят" делают как раз то, чего не хватало отечественному зрителю долгое время – они разделяют его боль и страхи. Картина Рашида Сулейменова выходит за рамки кинематографа и становится социальным явлением, причем делает это максимально доступным и понятным широкой аудитории языком.

Более того, это противопоставление двух актуальных локальных феноменов. Кайрат Нуртас и Максат Усенов (ассоциации с врагом народа номер один лежат на поверхности, несмотря на то, что злодеев четверо) уже давно стали именами нарицательными в казахстанском информационном поле, но меньше всего аудитория ожидала их столкновения, тем более в кинематографе. Согласитесь, главная поп- (или если угодно той-) звезда современности – последний человек, от которого ждешь высказывания относительно беспредела наследников чиновников и бизнесменов?

Что еще больше удивляет, так это перенасыщение картины ценностями, далекими от консервативных. Тут и нетипичный для нашего кино центральный образ сильной женщины, способной постоять за себя и близких. И открытое осуждение укоренившихся в обществе чудовищных убеждений в том, что жертвы сексуального насилия сами виноваты в своих бедах. И неожиданно свежо прозвучавшая мысль о том, что общество несет не меньшую ответственность за то, что происходит в стране, допуская кумовство, коррупцию и трусливое замалчивание преступлений.

Относительно актерской, художественной и технической составляющих картины, то здесь, как и положено, в "жизненном кино" все без изысков, но вполне достаточно для того, чтобы зритель верил в историю и сопереживал героям.

По-настоящему удивила дебютантка Жулдыз Айдарбекова, сыгравшая главную героиню. Редкий случай, когда понятия "хорошая актриса" и "жена продюсера" не являются антонимами. Сам Кайрат Нуртас неожиданно отвел себе минимальное количество экранного времени и смотрелся в своей роли довольно сносно (отдельное спасибо, что запел только в конце и то за кадром!). Образы антагонистов вышли шаблонными, но каким-то чудом не скатились в карикатуру и мультяшность, что для современного казахстанского кино уже большой шаг вперед.

Нельзя не отметить довольно неплохую динамику повествования, в картине практически нет лишних сцен, и действие на экране по-настоящему затягивает, в том числе и немногочисленные, но весьма профессионально сделанные экшн-сцены.

По итогу мы имеем: "жизненное кино" для широкой аудитории (правда, нужно помнить о том, что в центре сюжета история о групповом изнасиловании и рейтинг "18+" взялся не с потолка), социальную драму, поднимающую актуальные и наболевшие для современного общества вопросы и, возможно, первое за очень долгое время кассовое драматическое неисторическое кино, понятное и интересное как казахскоязычной, так и русскоязычной аудитории.

P.S. Автора названия фильма нужно навечно отлучить от полок с женскими романами и романтических пабликов "ВКонтакте".



Загрузка...

Комментарии (1)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


Аечка 13 окт. 8:46

Обожаю читать рубрику кинокритика )) "отдельное спасибо, что спел только в конце и то за кадром" ))))) я так теперь буду говорить таксистам, которые любят слушать на всю громкость Нуртаса: я Вам скажу отдельное спасибо, если будете слушать его в конце поездки и когда я выйду ))))

Ответить