Карим Кадырбаев
кинокритик
1313

О боях наших славных

Рецензия на фильм "Битва полов".
Фотография - О боях наших славных Фото из открытых источников

По непонятным причинам спортивная мелодрама "Война полов" не вышла в казахстанский прокат. Однако создатели фестиваля авторского кино Clique на этой неделе провели своеобразный эпилог к четвертому смотру, в рамках которого прошел единственный показ фильма, получившего две номинации на "Золотой глобус".

В центре сюжета история легендарного матча, в котором теннисистка Билли Джин Кинг одолела 55-летнего чемпиона Уимблдона Бобби Риггса. Эта победа стала одним из важнейших событий как в истории тенниса, так и феминизма.

Вообще эпитет "спортивная" мало подходит к творению дуэта Валери Фэрис и Джонатана Дэйтона. Равно как и слово "мелодрама". "Битва полов" скорее ретро-трагикомедия, эксплуатирующая модную и актуальную на ближайшие годы тему гендерного равенства.

Кино у авторов "Маленькой мисс Счастье" получилось обманчиво симпатичным. С первых кадров режиссеры погружают нас в тщательно проработанную атмосферу 70-х с ее прическами, очками, машинами, платьями и еще не ставшей преступной рекламой сигарет, параллельно выстраивая экспозицию. И уже здесь у картины начинаются очевидные проблемы.

"Битва полов" становится с одной стороны до зеркального блеска академичной, а с другой - топорно прямолинейной. Диалог Билли Джин Кинг со спортивным функционером в исполнении Билла Пуллмана (почему-то ставшего похожим на покойного Робина Уильямса) выстраивает основной конфликт, но делает это в лоб, без какого-либо намека на интригу.

Столь же прямолинейными и плоскими получаются и характеры главных и второстепенных героев. Билли Джин выписана умницей и отличницей, движимой высокими целями и внутренней борьбой с собственными половыми предпочтениями.

И тут же ей противопоставляется Бобби Риггс – истинный джентльмен удачи, самовлюбленный балагур, упивающийся своими страстями.

И, как бы ни пытались авторы создать из всего этого конфликт, настоящей "битвы полов" здесь не получается. Бобби Риггс хоть и называет себя "самопровозглашенным шовинизмом", по сути таковым не является, и для него матч с Билли Джин становится скорее блажью и попыткой вновь заявить о себе на старости лет.

Что касается романтической линии о "запретной" любви Билли Джин с блондинкой-парикмахершей, то ей элементарно не достает глубины. А уж финальное появление возлюбленной с "необходимой стрижкой" и вовсе скатывает картину в приторную голливудскую мелодраму.

Тем не менее "Битва полов" однозначно достойна внимания благодаря блестящим актерским работам Эммы Стоун и Стива Каррелла. Особенно хорошо экранное противостояние актеров выглядит на фоне их первой совместной работы – "Эта дурацкая любовь", где Каррелл играл роль отца Стоун. Последовательный просмотр двух картин позволит в полной мере оценить весь диапазон таланта обоих актеров.

В целом "Битва полов" – это довольно милое кино, которое очень поверхностно проходится по теме спорта, довольно топорно пропагандирует профеминистские настроения, но вызывает теплые ощущения за счет отличной работы актеров и художников.

P.S. Никогда еще Rocket man Элтона Джона не звучала в кино с такой ювелирной точностью.