Карим Кадырбаев
кинокритик
2737

Назад в будущее

Рецензия на фильм "Первому игроку приготовиться".
Фотография - Назад в будущее Иллюстративное фото

В мировом прокате стартовала экранизация фантастического романа Эрнеста Клайна "Первому игроку приготовиться". За постановку взялся не абы кто, а сам Стивен Спилберг, чьи творения также были упомянуты в гиковском альманахе Клайна.

Действие фильма разворачивается в недалеком будущем (2045-й год). Реальный мир после ряда кризисов и конфликтов близок к хаосу. Большинство людей находят утешение в "Оазисе" - игровом пространстве, насчитывающем сотни миров, где каждый может выбрать для себя подходящую ролевую модель.

Идейный вдохновитель и создатель "Оазиса" Джеймс Холлидей ушел из жизни, бросив всем обитателям игры вызов: тот из игроков, кто найдет так называемое "пасхальное лицо", станет единственным владельцем "Оазиса", чья стоимость превышает сумму в 500 миллиардов долларов. В охоту за "яйцом" вступают огромная корпорация IOI под руководством алчного бизнесмена Сорренто, десятки сетевых кланов и одиночки, называющие себя пасхантерами. Одним из таких пасхантеров является Парсифаль, в реальном мире известный как Уэйд Уоттс...

Вообще крайне сложно представить себе более подходящего постановщика для "Первому игроку приготовиться", чем Стивен Спилберг. Роман Эрнеста Клайна написан с особой гиковской любовью к той эпохе, когда карьера режиссера находилась на самом пике. Каждая его страница напичкана различными отсылками к культовым фильмам, музыке и играм, вышедшим в 70-80-е годы.

Спилберг при помощи сценариста Зака Пенна адаптировал книгу, оставив от нее лишь основную канву и несколько сюжетных ходов и это тот случай, когда сложно сказать, что лучше – фильм или книга. Роман Клайна, несмотря на множество симпатичных деталей и нюансов, все-таки страдал от банальной драматургии и примитивно выстроенного сюжета. Киноадаптация получилась ни в пример динамичнее и интереснее. При этом, как показывает экранизация, у Клайна и Спилберга понятия "культового кино" значительно различаются. Как ни странно, этот факт тоже идет в плюс картине.

Так, например, одним из испытаний в книге Клайна было прохождение сюжета не самого популярного в мире (но довольно известного в США) фильма "Военные игры", Спилберг в свою очередь сделал реверанс в адрес "Сияния" Стэнли Кубрика и эпизод, где главные герои попадают в декорации легендарного триллера, не может не вызвать улыбку у киноманов всего мира.

При всем этом Спилберг не забывает следить за ходом истории, развитием характеров и работе с актерами. Мы ведь помним десятки случаев, когда созданная режиссером Вселенная подавляла саму историю и персонажей (самый яркий пример тому – "Аватар" Джеймса Кэмерона), в случае с "Первым игроком" этого удалось избежать. Тай Шеридан и Оливия Кук отлично вписались в образы Парсифаля и Артемиды, Бен Мендельсон неплохо сыграл злодея Сорренто, но лучше всех в картине смотрится своеобразный "талисман" последних фильмов Спилберга – Марк Райлэнс, создавший образ гениального Джеймса Холлидея.

В целом "Первому игроку приготовиться" одинаково отлично работает на всех полях. Качественное подростковое кино, интересная антиутопия, завораживающая фантастика, блестящая ностальгическая история. Все это можно сказать о фильме "Первому игроку приготовиться".

Экранизация романа Эрнеста Клайна стала своего рода венцом повальной моды Голливуда на эстетику 80-х годов (яркими представителями коей были сериал "Очень странные дела" и новая экранизация "Оно"), которую можно условно назвать "Назад в будущее".


Продолжение

Культура
Крупнобюджетный фантастический боевик "Рэмпейдж" стартовал в мировом прокате на нижней планке ожиданий.
Загрузка...