Что под "Маской"

Фотография - Что под "Маской"

Фото из открытых источников

Доступен список номинантов на театральную премию "Золотая маска" сезона 2014-2015.

2678 0

Опубликован список номинантов на театральную премию "Золотая маска" в сезоне 2014-2015. Все скандалы вокруг главной в театральной премии России в последние месяцы касались экспертного состава на будущий сезон. Относительно текущей комиссии вопросов не было, поэтому список номинантов можно считать показательным, объективным и устраивающим всех. В этом тексте разговор пойдет о тенденциях в драматическом театре, которые заметны по перечню номинантов.

Главный тренд премии и фестиваля в этом году, о котором уже много говорят критики, - это заметная представленность на "Маске" провинциальных театров. В номинациях за лучший драматический спектакль большой и малой формы, наравне с Москвой и Санкт-Петербургом, представлены не только театральные центры Новосибирск, Ярославль и Уфа, но и небольшие города: Минусинск, Ижевск, Серов, Новокуйбышевск. Пока это сложно назвать децентрализацией культуры, потому как количество нестоличных театров в списке не превышает и пятой части от общего числа. Тем не менее, критики отмечают, что это свидетельствует в первую очередь о желании вкладывать силы и средства в театр за пределами привычных границ.

Так же, как провинция в меньшинстве по сравнению со столицами, так и над спектаклями по новой драме в перечне преобладают инсценировки классических текстов. Тем не менее, о наличии постановок современных авторов есть смысл говорить, причем даже в спектаклях не камерных. Так, например, в номинации "Драма/спектакль большой формы" представлены "Пьяные" режиссера Андрея Могучего по пьесе Ивана Вырыпаева. Спектакль петербургского БДТ называли крушением устоев, но несомненным успехом. "Пьяные", помимо награды за лучший спектакль, претендуют на "Золотую маску" также в режиссерской и актерских категориях и за работу художника-постановщика.

В том, что касается спектаклей малых форм, то здесь новой драмы больше: "Таню-Таню" Ольги Мухиной представляет театр "Грань" из Новокуйбышевска, "Элементарные частицы" Вячеслава Дурненкова – новосибирский "Старый дом", Александринский театр инсценировал не пьесу, но роман – "Теллурию" Владимира Сорокина.   

Но классика – на первом плане. Пушкин, Лермонтов, Булгаков, Островский, Чехов, Шекспир, Гольдони, Уильямс, Беккет, Олби – вот не самый полный список авторов, которых российские режиссеры поставили на сцене и заработали номинацию на "Маску". Общего у постановок – монументальность и заметный отход от оригинального текста. Интерпретация превыше выбора пьесы, но классическая литературная основа уже может стать залогом успеха.

Интересно, что в списке претендентов на премию есть несколько спектаклей на одну тему – о фашизме. "Нюрнберг" московского РАМТ и "Человек" питерского БДТ рассказывают о события середины прошлого века, их герои – нацистские судьи и узники концлагерей. Тему второй мировой войны, кстати, в последние месяцы поднимали и в алматинских театрах – в спектаклях "Одноклассники" и "Толстая тетрадь". Повышенное внимание к теме можно отнести на счет желания рассказать о юбилее победы другими словами и с другой точки зрения.

Если говорить о шумихе вокруг "Золотой маски" следующего сезона (напомню, что режиссеры Богомолов и Серебренников заявили о недоверии экспертному совету и о нежелании номинироваться), то на текущий выбор она никак не повлияла. Кирилл Серебренников представлен в категории за лучшую режиссуру за спектакль "Обыкновенная история", Константин Богомолов – за "Юбилей ювелира". Дважды номинировали Юрия Бутусова: за "Кабаре. Брехт" (театр Ленсовета) и "Бег" (театр Вахтангова). В числе мэтров также представлены Кама Гинкас, Дмитрий Крымов, Евгений Марчелли, Андрей Могучий, Валерий Фокин.

Особняком в списке лучших режиссеров стоят американец Роберт Уилсон ("Сказки Пушкина", театр Наций) и итальянец Ромео Кастеллуччи ("Человеческое использование человеческих существ", электротеатр "Станиславский").

Текущий перечень номинантов "Золотой маски" важен во многом потому, что он формировался на фоне конфликта Союза театральных деятелей России и министерства культуры, которое намеревалось взять на себя власть над премией. Пока СТД ищет компромиссы и пытается сохранить традиции, может оказаться, что "Маска" этого года – последняя, которая пройдет без вмешательства государственной политики. Тем важнее обратить внимание на тренды и успеть извлечь из них ценный опыт.  

 



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!