Палитра Clique

Фотография - Палитра Clique

Фото: meloman.kazakh.ru

11 дней альтернативного кино в Алматы – II фестиваль Clique завершился в минувшие выходные.

2827 0

11 дней альтернативного кино в Алматы – это II фестиваль Clique завершился в минувшие выходные.

В вечер, когда на фестивале показали "Франкофонию" Сокурова, мы обсуждали Лувр и Эрмитаж, войну, русскую идею, Путина. Это фильм о том, как во время фашистской оккупации Парижа спасали от возможного разрушения экспонаты главного музея мира. Французский альянс, один из партнеров Clique, подготовил выступление о ценности культуры вне зависимости от политического контекста. И сама картина – увлекательная и увлекающая.

В ночь после "Франкофонии" стало известно о терактах в Париже. И уже совсем другие мысли приходили в контексте фильма и новостных сводок, и уже не такими далекими воспринимались кадры прохождения офицеров немецкой армии через французскую столицу, и еще большей болью отзывались панорамы разрушенного Ленинграда, где Эрмитаж пострадал гораздо сильнее, чем его французский собрат.

В этой связи опередивший на несколько дней "Франкофонию" фильм "Грозный блюз" успел подзабыться, но именно он мог бы выступить хорошим стопором для бесконечного потока сознания, льющегося в новости, соцсети и вообще в разговорах. Документальная лента посвящена последним десятилетиям в Чечне, антитеррористическим кампаниям, войне, которая разрушила Грозный подчистую. Нашим дням, когда над республикой нависает кулак действующей власти, насаждается ислам, и жизнь почти остановилась, но главное – людям так все равно лучше, чем тогда, когда на улицах разрывались снаряды. И кажется, всем давно все равно, что из главы государства сделали идола, а ценности сплошь ненастоящие. Лишь бы не было войны.   

Восприятие любого произведения искусства зависит от контекста – как от контекста личной жизни смотрящего, так и от общественного, социального, политического. Взять, например, "Джулию" - фильм-закрытие фестиваля Clique. Эта картина родом из начала 90-х, снятая как эксперимент, нуждающаяся в реставрации звука и изображения, да и сама по себе, признаться, довольно наивная. Но у нее есть неоспоримая ценность: это важное документальное свидетельство становления группы "А’Студио" и музыки в целом в последнее десятилетие прошлого века. Это, наконец, дань памяти Батырхану Шукенову – человеку, из любви к которому полгода назад тысячи людей вышли на улицы, забыли о противоречиях и недопонимании.   

Это все о том, что ни один политик не сможет объединить народ так, как это может сделать настоящий художник. Когда искусство находится вне границ – странности, пошлости, эпатажа – когда преследует своей целью исключительно потребность высказаться, причем сохранить при этом эстетику, форму – тогда оно непременно находит своего зрителя. Так, например, случилось с фильмом "Молодость" Соррентино или "Баранами" Хаконарсона. Это не фильмы-манифесты, это картины-эмоции, тонкие, интимные, чувственные.

В противовес им "Любовь" Ноэ и "Издалека" Вигаса апеллируют к физиологии. Это ленты из той категории, что вызывают у публики истеричный защитный хохот: слегка, мягко выражаясь, непривычно закомплексованному зрителю видеть на большом экране гениталии в 3D или гомосексуальный коитус. Дискомфорт в этой ситуации – нормальное явление, через принятие или непринятие точки зрения кинематографиста или особенностей его языка идет развитие аудитории, расширение ее горизонтов.

Если говорить о фильмах-аттракционах, то и они были на Clique. Это не картины в стилистике "Гравитации" или "Интерстеллара", но тоже с умопомрачительным эффектом погружения. Например, "Лондон Роуд" - история о провинциальном маньяке, рассказанная в жанре мюзикла. Или уютнейшая мистификация "Мистер Холмс" - вымышленный эпизод из жизни вымышленного героя. Рассказ о том, что было бы с Шерлоком Холмсом, доживи он почти до ста лет. Или ностальгическая документальная лента "Чак Норрис против коммунизма", уверяющая зрителя в том, что одноголосые переводы американских блокбастеров в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века стали одним из катализаторов государственного переворота в социалистической Румынии.

Программа Clique – это фильмы, которые вне фестиваля не то что не увидишь в расписании кинотеатров в Алматы, но даже в свободном доступе в сети не найдешь. К своему второму разу фестиваль вырос вдвое и еще больше оброс друзьями и партнерами. Важная миссия – нести достойное искусство публике – особенна ценна сегодня. Когда сложно разобраться с тем, что происходит в мире, лучше всего навести порядок внутри себя. Этому в помощь и будет хорошее кино.


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!