Константину Сергеевичу

Фотография - Константину Сергеевичу

Иллюстративное фото

В ARTиШОКе случился "Спектакль, которого никогда не будет".

8867 0

День рождения Константина Станиславского, неожиданная отмена спектакля "Аккомпаниаторша", долгожданный приезд главного режиссера Галины Пьяновой – вот только часть поводов, из-за которых в ARTиШОКе случился "Спектакль, которого никогда не будет".

Итак, в ARTиШОКе никогда не будет (информация актуальна на момент заявления) спектаклей "Ars longa" по Михаилу Дурненкову, "Москва-Петушки" по Венедикту Ерофееву и "Я приду плюнуть на ваши могилы" по Борису Виану. Отрывки из них, несбывшихся постановок, показали зрителю под маркой "Спектакль, которого никогда не будет", завершив действие инсценировкой конфликта между Станиславским и Немировичем-Данченко, вписанной в текущее состояние дел в ARTиШОКе.

Причин, почему запланированные когда-то спектакли так и не стали достоянием зрителей, может быть много и разных. Демонстрация отрывков доказала: к лучшему все, что ни делается (и не делается). В том виде, как они были показаны, фрагменты спектаклей уже на месте были раскритикованы со-основателями ARTиШОКа Вероникой Насальской и Галиной Пьяновой, которые, помимо прочих ролей, сыграли в эксперименте и роли самих себя.

Так, пьеса "Ars longa", например, дважды имела шанс попасть в репертуар театра. И однажды даже попала – в формате ридинга еще в 2010 году. Тогда в честь Международного дня театра прочитать пьесу Михаила Дурненкова собралась не только команда ARTиШОКа, но актеры других театров. Получилось задорно и концептуально: ридинг и документальная манера в целом – это форма, которая лучше всего представляет новую драму.

Современная труппа ARTиШОКа слишком малочисленна, чтобы воплотить пьесу своими силами. И слишком далеко ушла от концентрации на тексте в спектаклях (исключая по-прежнему практикующиеся ридинги), чтобы взять в работу не нуждающуюся в особой интерпретации пьесу.

С "Москвой-Петушками" концентрация на тексте сыграла злую шутку. Венечка в исполнении Дмитрия Копылова вышел абсолютно натуралистичным и донельзя обаятельным, но совершенно оторванным от действительности. Актуальность – главное кредо ARTиШОКа, а выведенный под софит персонаж Ерофеева – герой уже другого общества. Нам (в наше время и в нашей стране) не настолько близок образ гениального алкоголика, чтобы ему искренне сочувствовать, но и не настолько он от нас далек, чтобы относится к нему с любопытством.

Театральный нуар "Я приду плюнуть на ваши могилы", история белокожего мулата Ли в исполнении рыжеволосого Дмитрия Дягилева и его юной любовницы Лу, которую сыграла Анастасия Тарасова, мог бы быть безупречен при одном условии – если бы действительно мог. Претенциозный спектакль, позволь он себе хоть малейшую слабину или фальшь, в состоянии мгновенно откатиться до уровня эрзаца. С отрывком этого не случилось, он был сыгран на кураже и сохранил эстетику. Но отрывок и спектакль – совсем не одно и то же.

Под финал "Спектакля, которого никогда не будет" артишоки разыграли поединок между Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Документальный текст переписки со-основателей Московского художественного театра лег на биографию алматинского ARTиШОКа, как родной. Немного импровизации – и вот уже речь идет о воспитании молодых артистов, которые вошли в спектакль "Толстая тетрадь". Или о том, как важно следить за духовным ростом, пребывая постоянно в процессе тренинга и муштры. В театре важен в первую очередь психологизм, говорит Станиславский. Искусство должно стремиться к идеальному говорит Немирович-Данченко. Надо читать правильные вещи, говорит Пьянова. Ты все равно скоро уедешь, говорит Насальская. Я все делаю в этом театре, говорит Тарасова. Капин смотрит в экран айфона. Зритель взрывается аплодисментами.

В разные годы ARTиШОК в ночь на 14 января устраивал "актерский новый год" с театральными импровизациями. В 2016-м этого не произошло, но вечер, через который красной линией проходило рождение Константина Станиславского, вполне может стать основой для новой традиции. Представление было сыграно вовремя и кстати: тепло, по-доброму, по-домашнему и как способ выплеснуть накопившиеся эмоции. Тем более что, если сделать это в присутствии зрителя, все равно останется пометка – все на сцене происходит не совсем по-настоящему.   



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!