Театр разных столиц

Фотография - Театр разных столиц

Фотография из открытых источников

В Алматы с разницей в несколько дней побывали бишкекский режиссер Сергей Лысенко и его театр "Место Д" и киевский драматург Наталья Ворожбит

2226 0

Наталью Ворожбит, которая будет писать пьесу для театра ARTиШОК и в честь этого в первый раз приехала в Казахстан, конечно, возили на Медео. Ехали вверх, в горы, по проспекту Ленина. Который для большей части старожилов все-таки еще не Достык. Украинского драматурга это поражает: киевлянам, говорит она, даже произносить неприятно имена советских политиков.

Современный театр в Киеве, несмотря на общую устремленность Украины в будущее, развивается неторопливо. И если имена украинских драматургов известны далеко за пределами страны, то с актуальными режиссерами мир еще не знаком. Впрочем, Ворожбит уверена: у украинского театра все впереди. Как и у государства в целом.

Бишкекские театралы, по всем признакам, ностальгируют по прошлому. Спектакль "Город, в котором я…" - в большей степени ретроспектива, чем актуальный "портрет" киргизской столицы. И хотя оба города, Киев и Бишкек, пережили совсем недавно боевые действия, говорят о своих революциях они по-разному: украинцы гордятся, киргизстанцы – замалчивают.

"У нас на такую маленькую страну 128 политических партий!" - реплика из спектакля бишкекского театра, которую нельзя было не запомнить. У нас, в Казахстане, большой стране, абсолютное большинство депутатов парламента – члены одной партии.

Украина смотрит в будущее, Киргизия тоскует по прошлому, Казахстан изо всех сил держится за стабильное настоящее. Нам страшно что-то менять, потому что может стать хуже. Из-за этого мы жертвуем возможностью перемен к лучшему.

В Бишкеке бульвар Эркиндик до сих пор называют "Дзержинкой". Своя "дзержинка" есть и в Алматы – так зовут с недавних пор творческое пространство на Наурызбай батыра (бывшая Дзержинского), 54. В этом смысле у нас куда больше общего с бишкекчанами, чем с киевлянами.

Вообще если говорить о современном театре в постсовестких странах, то развивается он совершенно по-разному. В Ташкенте, к примеру, есть флагман – театр "Ильхом", который всеми правдами и неправдами выживает в стране со сложной политической и экономической ситуацией, при этом высоко ценится в мире.

В Минске функционирует театральный форум "ТЕАРТ", директор которого Анжелика Крашевская уже на следующей неделе приедет на алматинский фестиваль "Откровение" наблюдателем и поделится опытом с местными театрами. Формат "ТЕАРТа", который проводится уже в течение пяти лет, предполагает приглашение в Белоруссию спектаклей режиссеров с мировыми именами: от Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова до Ромео Кастелуччи и Штефана Кэги.

Крупный международный фестиваль есть в Армении – это HighFest, с которым у алматинских театралов давно теплые отношения. В фестивале в Ереване не раз участвовала труппа театра ARTиШОК, а продюсер HighFest Артур Гукасян уже второй год подряд на фестивале в Алматы возглавляет команду международных наблюдателей.

На «Откровение» также приедут Тамара Арапова, директор Russian case крупнейшего в России театрального фестиваля "Золотая маска", и Филипп Вулах, организатор петербургского фестиваля "Точка доступа". И Москва, и Санкт-Петербург остаются пока не только важнейшими точками для развития театра в странах с русскоязычной культурой, но и мировыми театральными столицами.

Театральной столицей СНГ станет Алматы с 1 по 7 февраля, на время проведения фестиваля "Откровение". С этого года у алматинского фестиваля исполнительских искусств появилась собственная "прописка" в мировом календаре театральных мероприятий: он ежегодно будет проходить в первую декаду февраля.

Стремиться в будущее, думать о прошлом или сохранять настоящее – вот очевидные альтернативы развития театра в Казахстане. Но если копнуть глубже, понятно: реально совместить все три позиции. В конце концов, компромиссность – это наша национальная черта. Все иностранцы подмечают.



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!