"В голове всегда ералаш такой"

Фотография - "В голове всегда ералаш такой"

Ташкентский театр "Ильхом" привез в Алматы мультимедийный спектакль "Приключение’c" по повести "Записки сумасшедшего" Николая Гоголя.

1473 0

"Приключение’с" - уже второй спектакль неалматинского режиссера, представленный в рамках проекта поддержки независимых театральных режиссеров "Время действовать". В январе свой "Город, в котором я…" представлял Сергей Лысенко из Бишкека. В февральском эпизоде проекта принял участие Максим Фадеев из Ташкента, где абсурдистская инсценировка повести Гоголя – репертуарный спектакль театра "Ильхом".

Больше абсурда в театре, меньше в жизни – это позиция, на которой сошлись автор проекта "Время действовать", директор театра ARTиШОК Анастасия Тарасова и режиссер и актер "Ильхома" Максим Фадеев. И если в самом передовом театре Алматы к абсурду обращаются нечасто, то привезенный из Узбекистана спектакль "Приключение’с" - он самый, в высочайшей концентрации.

Свой спектакль Фадеев называет антидрамтическим, и даже точного жанрового определения театральной форме он не находит: "Приключение’с" значится как "лабораторный мультимедийный проект". Повесть Гоголя в нем не больше, чем оболочка, нафаршированная клоунадой, видео-артом, рок-н-роллом, цитатами, заимствованиями и ташкентскими реалиями.

Лабораторный театр в первую очередь подразумевает коллективную исследовательскую работу, в которую вовлекаются все участники будущего спектакля – от режиссера и актеров до бутафоров и специалистов по свету и звуку. Поэтому композиционно "Приключение’с" напоминает игру в ассоциации: логика между следующими друг за другом частями может быть видна далеко не всем, а уж между началом и концом – способна совсем затеряться. Актеры спектакля – Ян Добрынин, Анастасия Сергеева и Христина Белоусова – говорят со зрителем на языке абстракционизма, который для кого-то – иностранный, но для кого-то и – родной.

Кроме Николая Гоголя, в "титрах" к спектаклю звучит еще одно имя – Василий Кандинский. И дело не только в графических набросках, отсылающих к "Композициям" художника, которые стали элементом видео-арта. В спектакле звучат еще и тексты Кандинского, в которых также форма побеждает содержание.

Форма в "Приключение’с" - многое, если не все. Завещание Гоголя в гранжевом исполнении Яна Добрынина под гитарные рифы наводит на мысль, что на театральной площадке минимум три рок-звезды: автор, исполнитель и постановщик. Этот рок-н-ролл – их нутро, их способ понимания и принятия реальности.

Целой командой воплотив устройство мозга гоголевского безумца Поприщина, создатели "Приключения’с" в свою очередь предложили зрителю проникнуть в их собственное подсознание. Через нелогичные, странные, удивительные образы они делились тем, о чем переживают, за что болеют и к чему стремятся.

Фадеев говорит, что в стенах театра у себя на родине, в Ташкенте, ильхомовцы могут творить все, что им заблагорассудится. Нарушать законы искусства, логики и композиции, забывать о правилах и не следовать заветам. А в Узбекистане в последние годы можно позволить себе свободное творчество только за закрытыми дверями. Запрет на проведение уличных акций, негласный "комендантский час", скопление полиции на улицах – и только один "Ильхом", где все еще по-настоящему легко дышится. 



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!