Немного Маркеса, немного Магритта

Фотография - Немного Маркеса, немного Магритта

Фото из открытых источников

Спектакль "Глаза голубой собаки" на сцене театральной мастерской "Дом Q".

2065 1

Спектакль "Глаза голубой собаки" поставил актер и режиссер алматинского ТЮЗа имени Сац Владимир Крылов на сцене театральной мастерской "Дом Q".

Постановка на сверхмалой сцене для режиссера и актеров – такой же большой риск как прыжки со сверхмалой высоты для десантников. Более чем камерное пространство "Дома Q" обрекает всех участников театрального процесса на предельно близкие отношения. В такой ситуации гиперболизируется все: от повышенного голоса до неосторожного размашистого жеста. Зато какая возможность достучаться до зрителя.

Рассказ Габриэля Гарсиа Маркеса "Глаза голубой собаки" - о мужчине и женщине, которые встречаются во сне, а проснувшись, пытаются найти друг друга в реальном мире. Украинский драматург Кира Малинина адаптировала историю для театральной сцены, и в ее версии действие разворачивается исключительно в ирреальном мире сновидений.

Владимир Крылов, который в своих спектаклях уже не впервые обращается к мистике, довольно комфортно ощущает себя в мире сновидений и в некоторой степени облегчает себе задачу: если что-то в спектакле идет вразрез с логикой, это можно объяснить элементарно: действие-то происходит во сне.

Между тем выбором пьесы режиссер обязан актрисе того же ТЮЗа Натальи Бардиной. Она, а также бывший ТЮЗовец, заслуженный артист Казахстана Виктор Ашанин играют в "Глазах голубой собаки" главные роли. Возраст исполнителей заставляет удивительным образом переосмыслить историю: когда Маркес написал "Глаза голубой собаки", ему было 23 года, Малининой сейчас едва за тридцать, и поэтому как рассказ, так и пьеса воспринимаются достаточно легковесно. Молодые, ищущие Он и Она, видящие друг друга только во сне, считают эту ситуацию просто авантюрой, приключением, свежим дыханием. Но когда приходит осознание, что герои – зрелые люди, все как будто переворачивается с ног на голову.

Легкая магия Маркеса и Малининой сменяется в спектакле Крылова жутковатым мистицизмом. На афише спектакля и в костюме героя появляется отсылка к художнику Рене Магритту с его постоянным мотивом – человеком в пальто и шляпе - едва ли не самым популярным в сюрреализме образом, воплощающим одиночество.

У Крылова персонажи переживают настоящую трагедию: вероятно, сон, где они нашли друг друга, – единственное хорошее, что есть в жизни каждого. Соответственно этому ведут себя на сцене и актеры: их манера тяжеловесна, надрывна и гиперэмоциональна.

Но упрекать исполнителей в чрезмерности совершенно не хочется, потому что на актерских работах и строится вся художественная составляющая спектакля. Есть приятные находки в костюмах героев, в постановке света, но сценография, а особенно музыка – это откровенно слабые места инсценировки. Магический реализм Маркеса разрушается при включении в него элементов кондового материализма. Тут и стол с лакированной крышкой, который выдает собой не сюрреалистическое происхождение, а вполне реальное – советских мебельных фабрик. И стеклянный графин. И телевизор, про который понятно, что он – часть интерьера "Дома Q", и от него просто так не избавишься, но взгляд он все равно приковывает. Музыка же – даже для нереального мира слишком синтетическая, сама за себя говорящая, что ее взяли с дальних полок театральных архивов.

"Глазам голубой собаки" как спектаклю недостает образности и манерности. То, что далеко не каждой постановке идет на пользу, здесь оказалось бы вполне уместно. Удачный выбор пьесы и добротные актерские работы – этого, по большому счету, уже хватило бы спектаклю, будь он поставлен на сцене ТЮЗа. Но к независимому проекту хочется завышать требования, тем более когда есть внушительный потенциал. Сцена "Дома Q", несомненно, получила ценное приобретение, однако и повод стремиться к большему.




Загрузка...

Комментарии (1)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


Ольга 18 марта 2016

Смотрела этот спектакль. Мне очень понравился. Может кому то не хватило музыки и мешал телевизор, меня больше интересовал диалог артистов. Мою душу эти великолепные артисты тронули даже на маленькой сцене Театра Культуры. Советую посмотреть.

Ответить