Все мы немножко Венечка

Фотография - Все мы немножко Венечка

Фото: ©Диана Балаян

Поэму в прозе "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева инсценировали в алматинском театре ARTиШОК.

2409 0

Проект поддержки независимых театральных режиссеров "Время действовать", который артишоки запустили в начале сезона, чтобы разнообразить культурную программу в городе и открыть новые имена, по прошествии нескольких месяцев вылился в нечто другое. Случилось катастрофически малое количество тех, кто пожелал "действовать", и команда ARTиШОКа взяла прогресс в собственные руки. Благодаря проекту не только состоялись гастроли в Алматы ташкентского "Ильхома" и бишкекского "Места Д", но и появились новые спектакли у самой труппы. К началу мая количество таких работ будет составлять уже четыре.

Уже второй моноспектакль под маркой "Время действовать" ставит Катя Дзвоник. Применительно к ней все еще сложно говорить о режиссерском почерке, потому как, будучи сама профессиональной актрисой, она взяла на себя фактор скорее дисциплинирующий, чем интерпретирующий. Ни в "Пробе", где Чингиз Капин воплощается в Рудольфа Нуриева, ни в спектакле "Москва-Петушки", где Дмитрий Копылов примеряет на себя образ лирического героя Венедикта Ерофеева и второстепенных персонажей, режиссер не становится главным двигателем спектакля. Сама Дзвоник считает, что ее основная задача – сделать так, чтобы актеру было комфортно существовать в спектакле. Впрочем, со стороны видится еще одна важная миссия: в обоих случаях постановщик подарила актерам роли мечты.

Идея поставить ерофеевскую поэму принадлежит актеру Дмитрию Копылову. С текстом "Петушков" театр вообще завязан достаточно крепко: еще в фойе, в сувенирной лавочке, зрителя встречают иллюстрации главного художника ARTиШОКа Антона Болкунова, которые он создал для аудиоиздания поэмы, выпущенного в Москве семь лет назад. Фрагмент же моноспектакля, премьера которого состоялась в длинные мартовские праздники, еще в январе показывали как часть акции "Спектакль, которого никогда не будет".

Дмитрий Копылов, самый, пожалуй, недооцененный артист ARTиШОКа. После каждой его роли остается ощущение, что актер хотел сказать много больше, чем ему позволили в очередном спектакле. Больше полутора часов единоличного нахождения на сцене в "Петушках" наконец дали Копылову возможность раскрыть себя зрителю так, как редко случалось до этого.

Из-за того, что текст Ерофеева для спектакля был сокращен, постановка получила четкое разделение на комическую и трагическую часть. В первую – Копылов вложил весь свой прошлый опыт работы в артишоке, и в каждом из вспомогательных персонажей можно было узнать некоторых его героев из других спектаклей. Это было знакомо, а оттого утомительно – многословно, долго и как будто писано очень уж ограниченным количеством красок. Вторая же часть неожиданно доказала, какой большой трагический артист скрывается в Копылове. Он вместе со своим персонажем как будто вырос до огромных размеров над маленькой артишоковской сценой, став сгустком боли и страха, поглотившим все – от ближайших декораций до зрительских стульев. И вроде бы спектакль вышел не многим более (да куда уж более) экзистенциальным, чем поэма, но купюры, из-за которых сложился контраст смешного и страшного, как будто перекроили образ Венечки.

В этом Венечке, каноническом "лишнем человеке", оказалось столько Димы Копылова, сколько вообще живого человека может вместить выдуманная реальность. В этом можно увидеть и недостаток постановки: у каждого после прочтения поэмы в голове складывался свой герой, и персонаж в спектакле мог ему совершенно не соответствовать. Можно сколь угодно спорить, чей Венечка аутентичнее, однако "Москва-Петушки", начитанная и проиллюстрированная со сцены Копыловым, хоть и не обрела новых граней и не поразила внезапной актуальностью, но была честной. Такое ощущение искренности возникает лишь тогда, когда артист искренне любит текст, который произносит. В том, что Дмитрий Копылов любит персонажа Венечку, любит автора Венедикта Ерофеева, любит поэму "Москва-Петушки", нет никаких сомнений. Эту любовь он предлагает разделить зрителю – приглашает к обсуждению и диалогу без всякого намека на то, что его прочтение есть истина в последней инстанции.

Уже в апреле "Время действовать" предложит зрителю два новых неожиданных проекта. В качестве режиссера впервые выступит директор ARTиШОКа, актриса Анастасия Тарасова, поставив спектакль для подростков. Кроме этого, актриса, педагог и режиссер Вероника Насальская вместе с кинорежиссером Амиром Каракуловым также покажут зрителю новый спектакль, который станет итогом их совместной работы.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!