Как я встретил вашего Папу

Фотография - Как я встретил вашего Папу

Фото: ©Алмаз Толеке

Рецензия на фильм "Так сложились звезды".

4267 0

Мастер-класс Сергея Снежкина о том, как снимать "не лакейское" кино, с сегодняшнего дня в казахстанском прокате. Картина "Так сложились звезды", ставшая пятой частью киноэпопеи "Путь лидера", рассказывает о жизни и трудовом пути Нурсултана Назарбаева в период с 1984 года по 1993-й. Рассказывает бравурно и монументально и напоминает памятник Елбасы в Парке Первого Президента.

Фильм начинается со встречи Президента с британским журналистом, который прямо и в лоб спрашивает главного героя: "А не диктатор ли ты часом?", следующие три часа журналиста и зрителя будут убеждать, что ни разу ни диктатор, а борец за добро и справедливость.

Абстрагироваться от личности центрального персонажа и смотреть любую из частей как просто кино, в принципе, практически невозможно. В последней серии сменивший Рустема Абдрашова на посту постановщика Сергей Снежкин, кажется, достиг пика подобострастия и раболепия перед главным героем киноэпопеи. Если Абдрашов в предыдущих четырех картинах все больше ударялся в лирику, семейные и личные взаимоотношения Назарбаева, то Снежкин ни много ни мало замахнулся на то, чтобы сделать политический триллер, где лидер нации оказывается один против всего мира (тут даже Сара Алпысовна становится одним из препятствий на пути к вершине).

И, видимо, для того, чтобы подчеркнуть героизм центрального персонажа, Снежкин довольно грубыми мазками изображает всех других политических лидеров ограниченными и закомплексованными мужиками, которые ничего не соображают ни в вопросах управления государством, ни в дипломатии. Кунаев неожиданно превратился в закостенелого карьериста, который дорожит исключительно собственным креслом. Горбачев изображен как подкаблучник, а из Ельцина сделали законченного алкоголика и дикаря. Особенно в этом плане хороша иллюстративная сцена, где напившийся водки Борис Николаевич выползает в трусах из юрты и идет купаться в горной речке в окружении Назарбаева и десятка телохранителей.

Складывается ощущение, что и в работе с актерами Снежкин ставил Игорю Угольникову и Алексею Гуськову (кастинг, безусловно, гениален!) задачу играть максимально непрофессионально, чтобы подчеркнуть блистательность Назарбаева на их фоне. К слову, Берик Айтжанов, впервые изображающий Елбасы, со своей ролью по большей части справился. И, в принципе, если бы не ужасающий грим 75-летнего Назарбаева, смотрелся бы хорошо, но художник Снежкин решил, что пухлощекий седовласый дедушка без единой морщины – это то, что соответствует действительности.

К слову, о художественности картины. Отбросим многочисленные временные несоответствия и ляпы, которые присутствуют в картине, а сосредоточимся на одной из ключевых сцен во всей картине – Желтоксан. В сцене, где участники декабрьских событий 1986 года кричат "Казахстану нужен казах!", хотелось закричать "Казахстанскому фильму нужен казахстанский режиссер!". Одну из самых трагичных страниц в истории Казахстана Снежкин изобразил настолько отстранено и театрально, что кроме негодования она не вызывает вообще ничего. Сцены с массовкой (которой, судя по планам, было очень мало) режиссер комбинирует с допотопной компьютерной графикой. Господин Снежкин, возможно, не в курсе, но в Казахстане иногда показывают зарубежное кино, и мы немного соображаем, что подобные сцены вообще-то должны быть куда глубже, интереснее и зрелищнее, чем та бутафория, которая была показана на экране.

Помимо нелепых сцен, таких, как пьянство в юртах с друзьями Президента (тут все узнали, что где-то есть специальная юрта, где живут четыре мужика в ожидании иностранных гостей Елбасы), беседы с Ли Куан Ю под живое пение Дариги Назарбаевой и внезапное чаепитие в одном из алматинских кафе под аплодисменты всего персонала и посетителей, Снежкин пытается впихнуть в свое полотно (иначе это просто не назовешь) еще и некий мистицизм, философские реплики и полные пустого пафоса эпизоды. Если первый час фильма вызывает снисходительную улыбку, то второй наполняет зрителя раздражением, а третий погружает в уныние и усталость.

Зачем и для чего Минкульт поменял шило на мыло (Абдрашова на Снежкина), так и остается загадкой. "Путь лидера" по-прежнему остается идолопоклонной одой, облаченной в псевдохудожественную форму. И самое страшное, что едва ли находящаяся в плачевном состоянии киностудия "Казахфильм" на этом остановится.

P.S. Видимо, книга, которую по сюжету писал английский журналист, в конечном итоге получила название "Как я встретил вашего Папу".




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!