Сказка-ложь Роберта Уилсона

Фотография - Сказка-ложь Роберта Уилсона

Фото: theatreofnations.ru

В московском театре показали постановку "Сказки Пушкина".

2190 0

В первый день семинара по театральной критике в Москве, куда я уехала сразу после долгих майских выходных, в Театре Наций показывали "Сказки Пушкина". Билеты стоимостью до девяти тысяч рублей на первый в России спектакль Роберта Уилсона выкупаются мгновенно, а в день показа очередь стоит за "входными", которые позволяют краем глаза из отдаленных углов зала увидеть происходящее на сцене.

Я сразу сочла, что попасть на "Сказки" невозможно – без вариантов. Но кабинет критики Союза театральных деятелей России сделал кульбит: для участников семинара оказалось в наличии пять "входных".

В казахстанских театрах, пожалуй, нет настолько дефицитных спектаклей, чтобы на них существовали "входные". Такая контрамарка значит, что ее обладатель после третьего звонка может занять любое свободное место в зале, а при его отсутствии – посмотреть спектакль на приставном стуле, на полу, на ступеньке, стоя.

Стоя – именно так мы в итоге смотрели "Сказки Пушкина". Стоя на балконе, два часа пятнадцать минут без антракта.

Почему в конечном счете это было так важно – увидеть спектакль Уилсона? Потому что Роберт Уилсон – это синоним современного театрального авангарда. Это, пожалуй, самый известный в мире театральных режиссер. И "Сказки Пушкина" - его первый спектакль на русском языке в русском театре.

А мне было с чем сравнивать и чем вдохновляться: несколько лет назад в берлинском театре Berliner Ensemble в постановке Уилсона я смотрела "Трехгрошовую оперу" Бертольда Брехта, и до сих пор считаю это сильнейшим театральным впечатлением. Это был спектакль, в котором прекрасно все: от нюансов грима и сценического движения до музыки и расстановки света.

Итак, "Сказки Пушкина". Просмотренный сразу после осенней премьеры спектакля документальный фильм, фотографии, отзывы критиков – это все обещало как минимум повторения ощущений от "Трехгрошовой оперы".

Но русский Уилсон показался неглубок, на первый взгляд. И на второй тоже. В нем не оказалось ни Пушкина, ни русского духа, о котором пели персонажи спектакля. Пять сказок, которые инсценировал режиссер - о рыбаке и рыбке, о царе Салтане, о медведихе, о золотом петушке и о попе и Балде – у американского постановщика получились страшными, мрачными, готическими и безмерно красивыми.

Уилсон исключил из русских сказок всю потенциальную ярмарочную эстетику, а вместо того увлекся самоцитированием – многие персонажи кажутся знакомыми тем, кто уже видел его спектакли. Это, плюс узнаваемые образы из массовой культуры, плюс отсутствие видимой глобальной идеи (за исключением показать публике театр художника) создает впечатление продукта не то что не цельного, но как будто незаконченного.

Существует мнение, что театральные режиссеры мирового класса, приезжая в Россию ставить спектакли, попадают под некое мистическое влияние, которое провоцирует их на неудачи. Вполне возможно, что Роберт Уилсон оказался в их числе: мало того – рассказывают, что от изначальной задумки автора осталось в результате только две трети хронометража.

Не исключено, что в итоге зритель видит совсем не тот спектакль, который должен был получиться у Уилсона. Возможно также, что автор просто сделал свою работу так, как на тот момент хотел и мог – и просто уехал, получив гонорар.

Иметь собственный спектакль в постановке Роберта Уилсона – это для театра в любом случае грандиозная честь и огромная удача. И пусть это будет не лучшая работа мастера – в конце концов, конвейерное производство в театре невозможно. Но это все равно реальный, настоящий Уилсон с узнаваемыми элементами, высокопрофессиональной командой и умением заражать любовью ко всему, что он делает, всех, кто его окружает.

С участниками семинара "Сказки Пушкина" на следующий день после просмотра мы обсуждали около трех часов. И хотя практически никто не был в благоговейном восторге оттого, что он увидел на сцене в целом, все однозначно были уверены: посмотреть этот спектакль стоило несомненно. Даже стоя на балконе два часа пятнадцать минут.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!