Фьябы и тролли

Фотография - Фьябы и тролли

Фото: today.kz

Фьябы придумал Карло Гоцци два с половиной столетия назад, и их до сих пор с удовольствием ставят театральные режиссеры по всему миру.

1628 0

Фьяба – это вид драматургического произведения, в котором сочетаются элементы фольклорной сказки и комедии дель арте – итальянского площадного театра масок. Фьябы придумал Карло Гоцци два с половиной столетия назад, и их до сих пор с удовольствием ставят театральные режиссеры по всему миру.

Сказку "Счастливые нищие" представил в Алматы режиссер из Таджикистана Барзу Абдуразаков. В этом году он занял пост художественного руководителя молодого независимого алматинского театра "Жас Сахна", и спектакль по Гоцци стал его первой работой в новой должности. Абдуразакова в городе, между тем, уже хорошо знают: популярный спектакль "Одноклассники" он поставил как руководитель лаборатории, участники которой теперь стали основой новой труппы "Жас Сахна".

И у себя на родине в Таджикистане, и в других странах, где он успел поработать, Барзу Абдуразаков известен своей активной политической позицией, хотя сам всегда говорит, что с политикой как таковой себя не соотносит. Тем не менее, из всех классических сюжетов постановщик выбирает такие, в которых можно порассуждать в первую очередь на тему власти.

"Счастливые нищие" Гоцци в такую систему координат как нельзя лучше вписываются. Пьеса рассказывает о странствующем царе Самарканда Узбеке, который, одеваясь то имамом, то нищим, участвует в жизни и простых людей, и приближенных к "элите". Спектакль, поставленный Абдуразаковым, на первый взгляд кажется "азиатчиной", ходульной комедией, такие, как из-под конвейера, выходят в провинциальных театрах хоть в Казахстане, хоть в Узбекистане, хоть в Кыргызстане, хоть еще где. В том же театре "Жас Сахна" в бытность его без руководства таких спектаклей пара-тройка была.

Но "Счастливые нищие" у Абдуразакова не выглядят просто плохой комедией, это пародия на плохую комедию, это настоящее хулиганство и, если угодно - троллинг. Художник спектакля Владимир Кужель, используя для оформления задника сцены портреты одного из персонажей, визиря Мудзафера, в самых неприметных местах оставил зрителю "пасхальные яйца": изображения Ашима Ахметова, исполнителя роли Мудзафера, в мундире, как носил Муаммар Каддафи, или в костюме скандального "розового Гитлера" из рекламы одежды.

Это все приближает атмосферу спектакля к сатирическим псевдодокументальным кинокомедиям в стиле Ларри Чарльза и Саши Барона Коэна, которые называли и нелепыми, и возмутительными, и нервирующими, при этом однозначно – смешными.

Другое дело, что молодая труппа театра "Жас Сахна" в такой стилистике чувствует себя не слишком комфортно. Кроме, пожалуй, того же Ашима Ахметова, который имеет определенный опыт съемок в кино и которому его Мудзафер явно по душе. В гармонии с собой остаются и "маски" - Панталоне (Виталий Куприянов), Тарталья (Мадияр Сарыбай) и Бригелла (Мирас Исаев) – "Счастливые нищие", не стоит забывать, все-таки строятся во многом на законах комедии дель арте. От классического итальянского формата в спектакле – приемы в стиле стэндап-камеди, импровизация, из которой, однако, все-таки торчат длинные уши заготовок.

Сказочные персонажи постановщику удались чуть хуже: Абдуразаков не смог (или не стал) переубеждать актеров, которых с первых курсов творческих вузов готовят играть с величием и пафосом в классических и исторических сюжетах. И в обеих любовных линиях - Узбек (Вахид Изимов) - Анджела (Жанель Сергазина) и Саэд (Бахтияр Байсерик) - Дземруда (Нургуль Алпысбаева) – остались и патетика, и надрыв. Впрочем, если продолжать считать все происходящее на сцене пародией, то никакого противоречия здесь по большому счету нет.

Вообще это было бы очень удобно: все огрехи спектакля списать на особенности жанра. "Счастливые нищие" поставлены не слишком ровно и ладно, и сыграны совсем не везде стройно. Но этот "жирный" юмор (пошлый! бессовестный! возмутительный!) так редок в театре и оттого так хорош. И пусть за него местами стыдно. В конце концов, если вы смогли досмотреть, например, "Бората" до конца и нашли его не безапелляционно чудовищным, новый спектакль Барзу Абдуразакова вас тоже не разочарует.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!