Поедем на ОМКФ. Часть 1: Одесситы приходят вовремя

Фотография - Поедем на ОМКФ. Часть 1: Одесситы приходят вовремя

Фото из открытых источников

Журналистские заметки с VII Одесского международного кинофестиваля.

2164 0


Одесский международный фестиваль нам с кинокритиком Каримом Кадырбаевым понравился еще на стадии получения журналистской аккредитации: пресс-служба сработала вежливо, четко и вовремя. Все эти три определения, как впоследствии выяснилось, хорошо применимы ко всем прочим службам фестиваля: ему оказалась несвойственны ни восточная медлительность, ни постсоветский "авось".

ОМКФ вручает свой главный приз, "Золотого Дюка", вот уже на протяжении семи лет в Одессе. Концепция фестиваля – арт-мейнстрим, это значит, что помимо художественных особенностей фильмов-участников отборщики обращают внимание еще и на их доступность для массового зрителя. В 2016 году кинофестиваль представил сразу несколько программ, в том числе международную конкурсную, украинскую конкурсную, документальную, программу короткого метра, программу сериалов, а также "фестиваль фестивалей" в котором участвовали фильмы-победители самых значимых кинофестивалей мира.

Одесса – это кинематографическая столица Украины. Здесь больше века назад была основана киностудия, на которой работали Сергей Эйзенштейн и Александр Довженко, Петр Тодоровский и Кира Муратова. Здесь Потемкинская лестница ведет прямо в Одесский залив, а на Привозе можно услышать ни с чем не сравнимый одесский говор, о котором написаны миллионы забавных историй. И хотя Одессу называют еще и столицей юмора, на ОМКФ 2016 все было всерьез.

В Одессу мы прибыли ровно на экваторе фестиваля – на его пятый день. И сразу же можно было оценить пунктуальность оргкомитета, который ежедневно начинал активную деятельность точно по расписанию, так же без задержек начинались все фестивальные показы и ровно по графику, каждые полчаса, курсировал трансферный автобус, который возил гостей и участников из фестивального дворца в официальный фестивальный кинотеатр. От скрупулезного следования правилам, к слову, на ОМКФ отступили лишь однажды, на церемонии закрытия, которую задержали на сорок минут (и то сущая мелочь по алматинским меркам!), но о ней в следующих заметках.

В первый же день пребывания на фестивале мы встретились с земляками: на кинорынок в рамках ОМКФ приехали директор киносети "Арман" Бауржан Шукенов и организаторы кинофестиваля Clique Наргиз Шукенова и Борис Байков. Много говорили о кинопрокате – в Украине и Казахстане. Обсуждали концепцию развития отечественного кинематографа, на тему которой в Алматы заседают уже не первую неделю. Сошлись на том, что Казахстану у Украины есть чему поучиться. В том числе и в том, что касается организации кинофестивалей: это событие сумело привлечь не только программой и не только экспертов. Зрители раскупали оставшиеся на показы билеты, масса мероприятий была бесплатной, включая кинопоказы под открытым небом на той самой Потемкинской лестнице и неподалеку от нее – на Ланжероновском спуске. Сувенирная лавка фестиваля не ограничилась продажей традиционных значков, тарелок, сумок и футболок, но и предлагала другие симпатичные киношные штуки: самой забавной из них показался каремат ("подпопник" - сказали в лавке) с написанным на нем призывом уделять внимание фильму, а не собственной заднице. Еще весь фестиваль на площадке перед фестивальным дворцом работал огромный фудкорт, на котором известные рестораны представляли самые популярные позиции своего меню в формате to go. Организаторы, объявляя программу "вкусной Одессы", заверяли, что будет не хуже, чем на Французской Ривьере. Получилось и вправду отлично.

Сегодняшняя Украина вообще производит впечатление абсолютно европейской, свободной страны. Здесь в Одессе перед зданием городской администрации развернута перманентная демонстрация (которую никто не разгоняет) против действующего мэра Геннадия Труханова, у которого, согласно Панамскому архиву, обнаружено в собственности более двадцати предприятий. К зданию мэрии примыкает музей морского флота, который вот уже двенадцать лет не функционирует после пожара, но в рамках ОМКФ внутри его пустых стен подготовили специальную инсталляцию.

Борьба, неспособность примириться с несправедливостью – это, похоже, у украинцев в крови. Практически каждый кинофестивальный показ начинался с упоминания режиссера Олега Сенцова, который в связи с крымскими событиями был осужден в России за терроризм и приговорен к двадцати годам лишения свободы. Организаторы и гости фестиваля не уставали повторять, как надеются, что несправедливо обвиненный кинорежиссер уже на следующем, восьмом, ОМКФ будет стоять на сцене вместе с ними.

В продолжениях своих фестивальных заметок я буду рассказывать о фильмах-участниках и фильмах-победителях, конкурсных и внеконкурсных программах, арт-программе и о том, как прошла церемония закрытия ОМКФ.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!