Я не казах, я космополит

Фотография - Я не казах, я космополит

Фото: today.kz

Рецензия на спектакль "Ұят" театра ARTиШОК.

6223 0


Скорее всего, вам не понравится то, что вы увидите на сцене. Потому что смотреть в глаза собственным недостаткам бывает больно и стыдно. "Ұят" называется спектакль-открытие нового, шестнадцатого, театрального сезона в театре ARTиШОК.

"Ұят" - это честное и беспристрастное описание всего, что творится в современном Казахстане. Во-первых, идея создать спектакль пришла артишокам после прочтения исследовательской работы отечественных политологов во главе с Досымом Сатпаевым "Коктейль Молотова", во-вторых, саму пьесу, легшую в основу, написала драматург не из Казахстана – киевлянка Наташа Ворожбит. С прошлого года она наезжала в Алматы, собирая материал. В августе текст пьесы был готов и был таким, что, по словам режиссера и худрука Галины Пьяновой, труппа впала в депрессию. Неужели мы такие? - спросили себя артишоки. Теперь этот вопрос будут задавать себе зрители.

Телевизионный продакшн в Алматы. Возглавить команду новой программы пригласили приезжего украинского продюсера. Местные от этого не в восторге, но с показной доброжелательностью со всем соглашаются, а в благодарность за привезенный опыт "кладут к ногам" украинки Медео, алмарасанский шашлык и курт с Зеленого базара. С этой знакомой алматинскому креативному классу ситуации начинается "Ұят".

А дальше основное действие перетекает в небольшой аул между Алматы и Кордаем, где продюсер Лена своей профессиональной хваткой пытается ухватить жареную тему – гибель 17-летней девушки. И там, в ауле, случаются события странные, если не сказать мистические, но вместе с тем настолько реальные (как будто из новостной сводки), что даже пугающие. 

Кто тут - казах, кто казахстанец, кто мамбет, а кто космополит? Ұят - это в девятнадцать лет не знать, откуда берутся дети, или обсуждать тему секса и смотреть порно? Почему нам в нашей стране стыдно говорить на языке этой страны? Кто запрещает нам обсуждать действительно важные темы, подогревая интерес к желтизне и пошлости? Спектакль все эти вопросы озвучивает, но ответов ни на один не дает.

Несмотря на острую социальную и политическую подноготную, "Ұят" - это, как и обещала Пьянова, - художественное произведение. И основной художественный прием здесь – антитеза, противопоставление. Город против аула, эпатаж украинки Лены против честности местного сценариста Лили, мужчина против женщины, традиции против свободы, фантазии против реальности.

На уровне противопоставления работают и занятые в спектакле актеры. Помимо привычного состава ARTиШОКа (Чингиз Капин, Катя Дзвоник, Анастасия Тарасова, Виктория Мухамеджанова, Дмитрий Копылов), в спектакле заняты приглашенные артисты Азиз Бейшеналиев и Илья Садыков, а также дебютировало новое поколение артишоков – выпускники набранного из Казахстана курса Ярославского государственного театрального института - Айганым Сагынбаева, Мунира Думан, Куантай Абдимади, Нурсултан Мухамеджанов и выпускник алматинского эстрадно-циркового колледжа Айдос Рысхан.

Таким образом в спектакле "Ұят" сочетаются сразу несколько способов актерского существования на сцене: классическая русская школа психологического театра бывших студентов ЯГТИ, "театр представления" и его особая интерпретация школой самого ARTиШОКа и чисто киношная персональная манера держаться Азиза Бейшеналиева. Все это вместе составляет эклектичную театральную картину, которая читается не только как художественный прием, но и как отсылка к многослойности современного казахстанского общества.  

На контрастах также акцентировался художник-постановщик Антон Болкунов. Во-первых, большая часть спектакля идет в пространстве, поделенном пополам сеткой рабица, по разные стороны от которой то и дело оказываются персонажи "из разных миров". Во-вторых, четко разделяется картинка: реалистическая и метафизическая. Первая подсвечивается дополнительными софитами, которые являются, к тому же, и частью действия, и красится в яркие, почти кислотные, оттенки - преимущественно красного. Вторая подается с эффектом "расфокуса", который достигается дым-машиной, ветродуем и даже музыкальным сопровождением (как? чистая синестезия). С музыкой, кстати, тот же эффект: то Роза Багланова и Алибек Днишев, то тойский мотивчик и речетатив.

Удивительные в спектакле монтажные склейки между сценами, они сами по себе целое произведение. Там и текстовые рефрены, и световые и звуковые отбивки, и моментальное преображение пространства сцены – все это позволяет зрителю плавно "перетекать" из одного эпизода в другой, увлекаясь настолько, что физически безболезненно проходят почти три часа действия.

Но от спектакля "Ұят" не стоит ждать логичного повествования: история, сочиненная Галиной Пьяновой, Наташей Ворожбит и Досымом Сатпаевым, сказать по правде, не всегда последовательная и не по всем линиям завершенная. "Ұят" - это больше про ощущение беспокойства, которое остается после просмотра. Это рука, которая рисует возможные картины будущего, если мы продолжим поступать (а мы, черт возьми, продолжаем), как поступают персонажи пьесы. У этой истории нет хорошего конца, да вообще нет никакого конца. Не потому что так удобно создателям спектакля. А потому что нам всем удобно так жить.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!