Закатились

Фотография - Закатились

Фото: today.kz

Рецензия на спектакль "Биндюжник и король" ТЮЗа имени Сац.

2847 0


Режиссер русского ТЮЗа Султан Усманов восстановил спектакль, с которого почти десять лет назад началось его сотрудничество с алматинским театром – мюзикл "Закат" по рассказам Исаака Бабеля, который в этом сезоне будет идти под названием "Биндюжник и король".

"Биндюжник и король" Султана Усманова – практически покадровая калька с кинофильма 1989 года режиссера Владимира Аленикова. Причем диалогов в спектакле даже меньше, чем в фильме-мюзикле, так что от Бабеля в нем остался только сюжет. За вербальную составляющую отвечают тексты песен: их автор – поэт и писатель Асар Эппель.

В свой первый "Закат" в прошлом десятилетии Усманов собрал всех тогдашних ТЮЗовских звезд: Евгения Ефремова, Евгения Жуманова, Валерию Крымскую, Дмитрия Скирту, Тахира Восилова, Сергея Печорина, Татьяну Тарскую. Но время неумолимо – Скирта и Жуманов давно играют в других театрах, Восилов, Тарская и Крымская в новой версии спектакля не участвуют, Ефермова и Печорина уже нет в живых. И обновленный, совсем молодой, каст спектакля смотрится не результатом режиссерской находки, а следствием накопившихся в самом театре сложностей. И когда "бедный театр" - это больше данность, чем эстетика, рождается текущий репертуар ТЮЗа.

В пьесе "Закат" и "Одесских рассказах" Бабеля действие происходит в одесском криминальном районе Молдаванка. Разбогатевший биндюжник (говоря простым языком - извозчик) Мендель Крик на седьмом десятке лет решил распродать имущество, оставить жену, двоих сыновей и дочь и сбежать с молодой любовницей Маруськой. За что получает осуждение общества, презрение детей и обиду жены.

Среди персонажей Бабеля нет положительных, но почти все они без исключения чрезвычайно обаятельны. И особенно очаровательна и колоритна у писателя сама Одесса, от которой в спектакле Усманова не остается камня на камне.

Нарисованная на ткани звезда Давида с дырой в центре, откуда проглядывает корабельный штурвал – эта центральная композиция декораций спектакля настолько странная, насколько точно передает дух тюзовской интерпретации Бабеля. Небрежная, неровная постановка, из которой то тут, то там растут известные уши.

Задумывал ведь режиссер ни много ни мало – мюзикл. Усманов хоть и специализируется на музыкальных постановках, но не в его силах поставить артистам вокал, поэтому хоровые партии рассыпаются, а сольные часто звучат фальшиво. Аккомпанементом действия выступает один только рояль (еще в паре мест немного скрипки), что вкупе с не самыми стройными голосами оставляет ощущение как от детского утренника, и уж меньше всего напоминает мюзикл.


Роль Менделя Крика в спектакле исполняет Александр Шитов, который чуть не втрое моложе своего героя. Костюм, грим и сценодвижение делают актера похожим скорее на доброго старичка из детской сказки, чем на персонажа криминальной истории начала прошлого века. Правда, несмотря на это в спектакле есть эпизоды, когда Шитов действительно показывает драму своего Менделя.

В больше мере аутентичным в сравнении с другими персонажами выглядит Лазарь Боярский в исполнении Александра Красникова. Он пластичнее своих партнеров по сцене и чуть ли не единственный, кто позволяет себе выглядеть смешным, а не притворяться таковым. А притворяются многие: Юрий Гнусарев (Беня Крик) весь спектакль вообще не меняет выражения лица, Никита Коньшин (Левка) и Кристина Золочевская (Двойра) настолько увлекаются лицедейством, что их герои даже в новогодней сказке выглядели бы елочными шарами.


Вообще то, что теперешний репертуар ТЮЗа состоит сплошь из сказок и антрепризных комедий, а вечерние спектакли на основной сцене играются в лучшем случае раз в месяц, накладывает свой отпечаток. Делать из Бабеля спектакль в манере "Теремка" или "Трех поросят" странно, поскольку и писатель он не детский, и история даже старшеклассникам будет не всем понятна, и мораль из такой прозы вынести младшему поколению не под силу. И уже не под силу ни постановочной части, ни актерскому составу существовать в чем-то помимо сказок на большой и комедий на малой сценах.

Тем более печальным выглядит разрыв, когда основная сцена предлагает публике утренний репертуар для дошкольников из Золушек, Винни-пухов и Бременских музыкантов, а на камерной идут по вечерам комедия, комедия, комедия, лирическая комедия, мистическая комедия и еще какая-нибудь комедия. Как при такой политике ТЮЗ думает воспитывать вкус у молодого зрителя – непонятно.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!