Ленин в сентябре

Фотография - Ленин в сентябре

Фото: today.kz

Рецензия на спектакль "Ленин и Христос" Творческой группы 705.

2353 0


Абсурдистский спектакль "Ленин и Христос" сыграла в Алматы бишкекская Творческая группа 705 в рамках фестиваля современного искусства ArtBat fest.

"Ленин и Христос" - это в первую очередь исследование на тему предназначения актера, режиссера и в принципе театра. По сюжету пьесы, написанной (а точнее "смонтированной" из готовых текстов политического и религиозного толка) самими участниками группы 705, театральная труппа, в которой Ленин – режиссер, а Христос – актер, гастролирует по городам Центральной Азии. Роль Ленина в спектакле играет основатель Творческой группы 705 Марат Райымкулов, роль Христа – актер, режиссер и худрук театра "Место Д" Сергей Лысенко.

В "Ленине и Христе" два противоборствующих героя в споре между собой пытаются родить истину, применимую хоть к политике, хоть к науке, хоть к искусству, хоть просто к быту. Актер должен умирать на сцене честно, страстно и мучительно, говорит Ленин. Христос обмазывается кетчупом и долго ищет удобную позу, чтобы "пасть" замертво. Актер должен каждый раз на сцене всходить на собственную Голгофу, говорит Ленин. Христос взваливает на себе вместо креста заклеенный скотчем огромный мешок с пластиковыми бутылками и карабкается в амфитеатр по спинкам кресел.

В происходящем все абсурдно. Персонажи, встреча которых как будто происходит в голове лидера российских коммунистов (однажды Геннадий Зюганов сказал, что если бы Христос был жив, то 1 мая он бы вышел на парад в колонне КПРФ). Тот самый шар из пластика, что катит Христос (или уже Сизиф?) на Голгофу, который на начало действия был облеплен лучами из желтого скотча, а в процессе действия назван "сверхновой". И то, что этот шар с лучами, уходящими далеко за пределы зала, был водружен на сцену, где было велено сидеть зрителю, пока актеры осваивали в качестве площадки зрительный зал. Музыкальный фон – как подобранный создателями, намеренно какофонический, так и сыгравший в тон, доносящийся из окон: спектакль в Алматы играли в студенческом театре КазНАИ, в двух кварталах от которого в день показа гремел концерт к 1000-летию города.

Кыргызский театр абсурда лидер группы 705 Марат Райымкулов творит уже больше десяти лет и в Алматы свои спектакли тоже с периодичностью привозит. Его абсурдизм совсем не напоминает рафинированный западноевропейский из 50-х, немного похож на хулиганский русский из 30-х, но это совершенно точно уникальный среднеазиатский абсурдизм нулевых-десятых уже XXI века. Он в первую очередь документальный (ах, а где еще искать абсурд как не на постсоветском юге), он политический и социальный.

Самое удивительное здесь – фигура самого Райымкулова. Актер, которого с таким дефектом речи не взяли бы ни в один театр, благодаря этому самому дефекту делает театр собственный, превращая очевидный недостаток в поразительный перфоманс. Он подчеркнуто окарикатуривает свой образ, раз за разом выходя на сцену в одном и том же амплуа: грассирующего обладателя голоса истины в затертых брюках.

Финал спектакля "Ленин и Христос" выглядит логичным и от этого предсказуемым. Возможно, даже слишком простым и "развлекающим", а оттого инородным на фоне остального действия. Но в нем мораль: мы живет в таком мире, что как бы горячо ни спорили традиционном театре и современном театре, о капитализме и коммунизме, о науке и творчестве, все равно все закончится тем, что придет полиция и всех разгонит к собачьим чертям.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!