Гордый и предубеждение

Фотография - Гордый и предубеждение

Фото: today.kz

Рецензия на спектакль "До свидания, овраг!" темиртауского театра для детей и юношества.

2552 0

В Алматы с гастролями приехал театр для детей и юношества из Темиртау – относительно молодой театральный коллектив, который в этом году у себя дома откроет XXVI театральный сезон.

Темиртауский ТЮЗ привез в Алматы два спектакля для детей ("Бей, дубинка, бей" и "Молодильные яблоки"), два – для взрослых ("Смешные деньги" и "Чайку") и один – скорее подростковый. "До свидания, овраг!" - это спектакль по пьесе "Собаки" (написанной, в свою очередь, автором на основе собственной повести "До свидания, овраг!") советского писателя Константина Сергиенко, которую все еще помнят, любят и ставят в ТЮЗах по всему постсоветскому театральному миру.

"До свидания, овраг!" рассказывает историю стаи бродячих собак, живущих на окраине большого города. Их привычный жизненный уклад рушится, когда люди овраг собираются засыпать, а на его месте отстроить завод. История, как оказывается, вневременная, как ее ни рассматривай – что поверхностно, о жестоком отношении к животным, что глубже – с учетом всех очеловеченных собачьих образов. 

Режиссер спектакля (он же – художественный руководитель темиртауского ТЮЗа) Михаил Маскалюк сделал из пьесы Константина Сергиенко спектакль не то чтобы совсем уж простой, но прямолинейный, однако, несмотря на это, очень обаятельный и трогательный.

Главный источник обаяния в спектакле – актер Олег Керимов, исполнитель главной роли – пса по кличке Гордый. Протагонист и в повести – персонаж чистый, честный, в точности соответствующий своему имени. Считается, что Сергиенко Гордого писал с самого себя, а писателя современники считали человеком-праздником и неисправимым оптимистом. При этом по-советски идеологически правильный образ, благодаря трактовке его и режиссером, и актером, не оказывается приторным: у Керимова Гордый – и слишком наивный, и слишком независимый для того, чтобы казаться порождением ушедшей эпохи. 

Вообще от советского в спектакле – только едва уловимая атмосфера, в остальном же и режиссер Михаил Маскалюк, и художник спектакля Людмила Скокова сделали все возможное, чтобы заинтересовать нынешнюю юную публику. Антагонист в "Овраге", пес Черный, похож на персонажа сериалов о спецназовцах. Сам Гордый одет в косуху – вроде и романтично, и не приторно модно. Пара второстепенных персонажей – щенки, которым дали одну на двоих кличку Новые – задорно читают рэп.  

Для взрослой публики тоже останутся символы. Через весь спектакль герои проносят черный, расшитый звездами, платок, который изображает то ночное небо, то саван для умирающего пса Хромого, то рай за "собачьей дверцей". Песок, которым засыпают овраг, ставший собакам домом, в спектакле становится золотистыми блестками – но что строителям праздник и светлое будущее, то псам – верная смерть. 

Со смертью и обреченностью связана и кульминация спектакля, где раскрываются два героя второго плана – Хромой и Головастый в исполнении Леонида Кирличенко и Владимира Хомутова. Их истории скорее о безысходности, преемственности, неизбежности, но есть в них и доля оптимизма: за каждым закатом все-таки следует рассвет.

 "Овраг" - спектакль хоть и написанный яркими красками, но в основе своей имеющий достаточно жестокую фабулу. В связи с этим каким-то рыцарским режиссерским решением кажется недораскрытие в работе женских образов – кошки Ямамото и собак Крошки и Таксы. Как будто постановщик намеренно ограждал их происходящих событий, и все же - персонажи женского пола оказались в спектакле блеклыми и практически не влияющими на основное действие.

Но каким ни был вклад каждого участника "Оврага" в общее дело, заметно, в первую очередь, главное: этот спектакль создавался с большой симпатией как к друг к другу внутри труппы, как команды к своему зрителю, так и к материалу в целом. И взаимную симпатию это не родить просто не может. А по потенциалу воздействия на аудиторию "До свидания, овраг!" при всей своей традиционности и видимым рамкам - спектакль далеко не провинциального уровня. 




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!