То лучше ничего не нужно

Фотография - То лучше ничего не нужно

Фото: today.kz

Рецензия на спектакль "Чайка" темиртауского театра для детей и юношества.

2247 0

"Чайку" в постановке Михаила Маскалюка среди прочих спектаклей привез в гастрольной программе в Алматы ТЮЗ из Темиртау.

Вопрос о значимости современного искусства и извечный спор его с искусством традиционным, поднимаемый Чеховым в одной из его самых популярных пьес, Маскалюк, судя по спектаклю, трактовал однозначно: "Чайка" у режиссера получилась стопроцентно тривиальная, даже буржуазная, с массой штампов и клише.

Первая сцена спектакля, когда Треплев готовится к постановке своей пьесы, однако выглядит даже тенденциозно. Спектакль в спектакле, который по Чехову должен был быть похожим скорее на современный ридинг, у Маскалюка начал обретать черты театра художника. Впрочем, это заслуга и без того скорее художника спектакля – Людмилы Скоковой. Сцена решена с элементами не то карнавальными, не то отсылающими к Древнему миру: чеховские (а точнее, треплевские) "люди, львы, орлы и куропатки" действительно несут собой тот мистицизм, который вкладывал в них автор.

Тем не менее сам Треплев (а его играет Олег Керимов, тот самый чудесный Гордый в "До свидания, овраг!") в представлении Маскалюка не кажется непризнанным талантом, а выглядит просто важничающей и распаляющейся бездарностью – он больше лох, чем рыцарь. И его совсем не жаль в том финале, который придумал для персонажа драматург.

Еще один необаятельный (хотя казалось бы!) мужской образ в спектакле – Тригорин. В исполнении Алексея Шумского роковой герой, перекроивший жизнь Заречной-"чайки", походит на ведущего программы с дачными советами – он ведомый, мягкотелый, разочарованный в себе и обществе - причем, кажется, вполне искренне, а не показательно.

При всем этом женских персонажей Маскалюк выводит банально – и Заречная, и Аркадина у него демонстративные, деланные, порой даже слишком. Нина Сытина, играющая Аркадину, в свой образ иногда даже заигрывается: у Чехова-то героиня – хорошая актриса, а в спектакле в ее одаренности приходится сомневаться.

Одним словом, для Михаила Маскалюка "Чайка" - не способ поразмыслить о вопросах, поставленных в пьесе Антоном Чеховым. Его гораздо больше мыслей о человеческой судьбе и об искусстве волнует сам факт наличия в репертуаре театра "Чайки". Но спектакль "чтобы был" - это совсем не спектакль "потому что хочу". И оттого постановки для детей у худрука темиртаускго ТЮЗа в разы теплее, честнее и ценнее, чем программная классика русского театра.

И если процитировать снова Треплева, который считал, что "новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно", то "Чайка" Маскалюка - спектакль, у которого с формой сложно – ни с новой, ни даже со старой. Это не тот спектакль, которым можно заманивать в театр публику, что театр считает скучным и ретроградным. Попади она на такой спектакль – только укрепится в своих убеждениях.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!