Белорусский театр: художественный и …

Фотография - Белорусский театр: художественный и …

Фото: today.kz

Заметки с международного форума театрального искусства "ТЕАРТ" в Минске. Часть первая.

1232 0


Белорусский театральный форум "ТЕАРТ" имеет статус международного и уже на протяжении шести лет становится одним из крупнейших осенних театральных событий в СНГ. На протяжении месяца в Минске можно смотреть самые знаковые спектакли Белоруссии и мира. С 2011 года в фестивале участвовали знаменитейшие театральные режиссеры современности – от Константина Богомолова и Дмитрия Волкострелова до Ромео Кастелуччи и Штефана Кэги.

И два года как в рамках "ТЕАРТа" существует белорусский шоукейс, в рамках которого в 2016-м показали спектакли из Минска, Могилева, Бреста и Гродно.

Белорусский шоукейс, как и весь форум "ТЕАРТ", начался с музыкального спектакля "Из жизни насекомых", созданного певицей, актрисой и режиссером Светланой Бень. Сама Бень, известная как солистка фрик-кабаре "Серебряная свадьба", а также как режиссер кукольных спектаклей, в "Из жизни насекомых" читает стихи близкого к ОБЭРИУтам поэта Николая Олейникова и исполняет их в переложении на музыку белорусского композитора Валерия Воронова. Легкий, ироничный и даже пародийный спектакль больше всего подкупил профессиональной четкостью: звук, видеоарт, свет из последовательности номеров в стиле кабаре сделали настоящую энтомологическую оперу.

Фото - Фото: Today.kz

Когда в Белоруссии идет речь о театре, в первую очередь представляется кукольный. Куклы – это наше все, говорят в кулуарах "ТЕАРТа". Этот мощный пласт театральной культуры связан в первую очередь с именем режиссера Анатолия Лелявского, который еще в середине прошлого века сделал из белорусского театра кукол настоящий культ. Сейчас Белорусский государственный театр кукол в Минске возглавляет сын мэтра – Алексей Лелявский. В его постановке гости "ТЕАРТа" смотрели "Птиц" по Аристофану.

То, что происходит на сцене в "Птицах" – в громадной степени отличается от представления абсолютного большинства зрителей о театре кукол. Особенно в Казахстане, где куклы в театре – это актуально только в детских спектаклях, за микроскопическим исключением. У Лелявского в "Птицах" мощный политический и культурный подтекст, весь спектакль буквально нашпигован аллюзиями. При этом, кукол в спектакле минимум: персонажей-людей играют актеры, персонажей-птиц – куклы.

Ученик Лелявского Игорь Казаков, главный режиссер Могилевского театра кукол, на форум привез спектакль "На дне" по пьесе Максима Горького. Умопомрачительная "сказка", жуткая, на грани готики, история, рассказанная режиссером, переосмысляет классику русской литературы. Персонажи, которые у Горького были не похожи один на другой, у Казакова – все на одно лицо, и все они – не более чем биологические отходы. В финале спектакля, не дожидаясь, пока события пойдут по тексту пьесы, на сцену выходят люди в защитных костюмах, и смывают со сцены, как заразу, всех – от Василисы до Пепла.

Фото - Фото: Today.kz

Часть актерского состава "На дне" кукольного театра 400-тысячного Могилева можно было увидеть и в еще одном фестивальном спектакле, драматическом. Областной драмтеатр представил "Крейцерову сонату" Льва Толстого в постановке главного режиссера театра Саулюса Варнаса. Тексты одной эпохи, театры одного города и даже одни и те же актеры дали в итоге колоссально различающиеся работы. "Крейцерова соната" Могилевского областного театра – нарочито провокационная (и это скорее отталкивает, чем привлекает), кричащая (что по сценографии, что в буквальном смысле – по звуку) и вместе с этим, и даже несмотря на это – невыносимо скучная.

Много внимания "ТЕАРТ" уделил и современной драматургии, и элементам документального театра. Вообще по всему, что касается драматургов, ситуация в Белоруссии более чем обнадеживающая: ставят белорусскую драму хоть и не слишком часто, но имена драматургов знают, причем знают и за пределами страны: Павел Пряжко, Дмитрий Богославский, Николай Рудковский. О неигровом театре и театре драматурга в Белоруссии – во второй части заметок о "ТЕАРТе".




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!