Папаша Кураж

Фотография - Папаша Кураж

Фото: today.kz

Рецензия на спектакль "Люби меня".

1612 0

Новосибирский театр La Pushkin снова приехал в Алматы с гастролями. Олег Жуковский – главный актер, главный режиссер и основатель театра – привез четыре спектакля: "Люби меня", "Авиация превращений (Хармс)", "Кабаре Ор Фей" и "Петя и волк".

Билеты на "Люби меня" разобрали так скоро, что La Pushkin устроил дополнительный показ – и он тоже оказался аншлаговым. На площадке ARTиШОКа, который принимал сибирский театр, инсценировки любовных историй настолько большая редкость, что публика молниеносно среагировала на одно только название.

Правда, ждавших мелодраматизма зрителей Олег Жуковский подвел: его спектакль "Люби меня" оказался историей не столько о любви, сколько о пельменях. В узком смысле, разумеется. В широком – это доверху наполненный аллюзиями, цитатами, метафорами, приемами и формами спектакль.

В "Люби меня" Олег Жуковский и две актрисы – Аврора Жуковская и Екатерина Калинина – пересказывают двумя десятками разных способов анекдотичную ситуацию о мужчине, женщине и пельменях. Повествование ведут от создания времен: пельмени, согласно спектаклю, пошли еще от Адама и Евы.

Тонкую, тончайшую иронию Жуковский облекает в жесткую местами форму: лексикон его персонажей разнится от рафинированных "петербургских" выражений до отборнейшего, самого сочного мата. При этом сам артист на сцене не перестает быть хрупким, изящным и невозможно обаятельным.

В том же тонком и изящном ключе Олег Жуковский играет "Кабаре Ор Фей". Он перевоплощается раз за разом, стопроцентно попадая в каждого персонажа (а они – разновозрастные, разнополые), оставаясь при этом собой. И успевая не стремящимся вникнуть в происходящее зрителям, уходящим посреди спектакля, говорить в след: вас тут шестьдесят пять человек, а у меня в спектакле семьдесят персонажей – нас больше!

Но сколько бы биографий ни рассказывал Жуковский, что бы ни цитировал – хоть русские частушки, хоть Эжена Ионеско – он в первую очередь рассказывает историю собственной жизни. Не вдаваясь в подробности, но соблюдая абсолютную честность: как он жил и работал в Европе, как скучал по родине, как вернулся в Сибирь и в первую свою после долгих лет сибирскую зиму почувствовал, наконец, что вернулся домой.

Спектакль начинается не здесь и сейчас, говорит артист, спектакль начинается, когда вы выходите из театра. Жуковский легко поддевает каждого зрителя, раз за разом разговаривая с публикой, не давая расслабиться и заскучать. Он работает в контексте места: напоминает алматинцам о тысячелетии города, об апорте, о ценах в тенге. Кто погружается в это странную "жуковскую" реальность, тому в ней волнительно, удивительно и уютно. Кто не может – уходит в антракте, а то и не дожидаясь его.

Спектакли театра La Pushkin для зрителя – это о комфорте сосуществования один-на-один с собственными мыслями. Не обязательно понимать, что творит на сцене Жуковский, о чем он говорит. Можно выхватывать слова и смыслы крючок за крючком из текста, цепляться ухом, взглядом за знакомые мелочи или только смотреть, как артист не просто живет на сцене, а творит на ней, что ему хочется, куражится в самом обширном смысле этого слова – держится отважно, смело, независимо. За Жуковским хочется следовать в эту его бравую вселенную, где нет никаких границ, а искусство может быть, каким угодно.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!