Тит и йети

Фотография - Тит и йети

Фото: today.kz

Рецензия на спектакль "Тиит" Саха театра.

1443 0

Саха академический театр имени Платона Ойунского свой 110-й театральный сезон открыл гастролями. Команда якутского театра покажет свои спектакли в Бурятии, Татарстане, Башкортостане, Кыргызстане, Казахстане, Монголии.

В Алматы Саха театр показал два спектакля – "Желанный голубой берег мой" и "Тиит".

"Тиит" - это интерпретация шекспировской трагедии "Тит Андроник" якутским режиссером Сергеем Потаповым, обладателем спецприза жюри "Золотой маски" за другой спектакль по Шекспиру – "Макбет".

Спектакль "Тиит" идет на сцене Саха театра уже третий сезон и считается первой русскоязычной постановкой "Тита Андроника". Самая кровавая пьеса Шекспира, которому некоторые исследователи даже отказывают в его авторстве, имеет несколько ставших культовыми постановок и экранизаций, а роли Тита в разное время исполняли Лоуренс Оливье и Энтони Хопкинс.

По сюжету пьесы, римский полководец Тит Андроник возвращается на родину после победы над готами и привозит с собой королеву готов Тамору и ее сыновей. Тамор выходит замуж за нового римского императора и разрабатывает кровавый план мести завоевателям. Настолько кровавый, что подсчитано: в пьесе – "четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один отрезанный язык".

У "Тиита" в трактовке Саха театра несколько другой настрой: хотя все жуткие сцены шекспировской пьесы формально в спектакле остались, вся постановка ближе не к античной трагедии, а к комиксу или даже к кинематографическому жанру трэша. Много дыма, красного света, пластиковые руки и ноги от манекенов – "в роли" отрубленных конечностей.

Темпоритм спектакля при этом далек от скоростного, в вопросе динамики режиссер повел себя по восточным законам: не торопился. Оттого "Тиит", не отличающийся избытком художественных средств, для не говорящих на якутском, становится испытанием.

Лаконичные, даже аскетичные декорации – на сцене ассиметричная конструкция, напоминающая отдаленно шахматную доску (только что без клеток), на которой режиссер расставляет фигуры. Визуально персонажи спектакля тоже напоминают игрушки: сверху они одеты то ли в римские туники, то ли в мундиры французской армии времен Наполеона. А снизу (а некоторые персонажи – с головы до ног) укутаны в подобие маскировочного костюма для охоты, что с одинаковой вероятностью может указывать как на национальный колорит самого якутского театра, так и на одичалость героев – появляется в них что-то исконное, роднящее их с предками хомо сапиенса или снежным человеком.

Фото -

Вкупе с художественным решением, музыкой и эпическим способом актерского существования на сцене якутский "Тиит" выглядит достаточно экзотичным, а российская критика уже не первый год говорит о подъеме национальных театров в республиках – от Калмыкии до Бурятии. И Саха театр в этом перечне один из самых титулованных: номинаций на главную театральную премию России "Золотая маска" у него уже достаточно, и самих "Масок" - уже три.

Восточный театр, в котором почти не осталось ничего от советского, традиционный, живописный, местами фольклорный, со своими законами и своей спецификой, казахстанский зритель встретил доброжелательно, несмотря на то, что это не совсем тот театр, к которому привыкли в Алматы, и уж совершенно точно совсем не тот взгляд на Шекспира.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!