Чудны дела твои

Фотография - Чудны дела твои

Фото из открытых источников

Рецензия на спектакль "Чудо" арт-убежища "Бункер".

1855 0

Режиссер Азамат Абдильдинов (а это он поставил в Алматы "Королеву красоты" по пьесе Мартина Макдонаха) снова нашел для арт-убежища "Бункер" нетривиальную пьесу - "Сотворившую чудо" Уильяма Гибсона. Основанную на реальных событиях историю слепоглухой девочки, которая первой в мире сумела получить высшее образование, разыграли в молодом алматинском экспериментальном театре.

"Бункер", хотя и зависит материально от количества зрителей на своих спектаклях (а никаких дотаций у частного театра, само собой, нет), не идет по пути наименьшего сопротивления. В репертуаре арт-убежища нет комедий и мелодрам: публику камерный подземный театр привлекает приличными способами.

Пьесу "Сотворившая чудо" Гибсон написал в 1959 году и год спустя получил за нее театральную премию "Тони". Последняя заметная экранизация пьесы случилась в США в 2000 году, а спектакли до сих пор ставят в разных театрах мира.

"Сотворившая чудо" рассказывает о легендарной Элен Келлер – девочке, которая в полуторагодовалом возрасте из-за болезни ослепла и оглохла. Но ее пример – первый задокументированный, когда слепоглухой человек смогу получить степень бакалавра. Келлер известна как выдающийся политический и общественный деятель, борец за права женщин и чернокожих, а также автор более чем десятка книг.

Пьеса охватывает короткий период из жизни Элен Келлер, когда в возрасте семи лет она познакомилась с Анни Салливан – единственным педагогом, кто согласился попробовать обучить слепоглухого ребенка речи. В течение двух недель работы Салливан из дикого, капризного и избалованного "монстра" Келлер превратилась в воспитанного ребенка с тягой к знаниям.

И так как пьеса основана на документальных фактах, а ее главные героини – существовавшие в действительности женщины с удивительными судьбами и мощными характерами, это наложило на авторов спектакля многократную ответственность. Режиссер Азамат Абдильдинов поставил актерам в задачу психологическое воплощение образов, и команде спектакля (а часть актеров – недавние выпускники студии при самом "Бункере") выпала запредельно сложная задача.

Роль Элен Келлер в спектакле сыграла Асель Джаксыбаева. Физическая особенность ее персонажа отняла у актрисы важный инструмент – голос. Но пластики, мимики и какого-то особого, нечеловеческого, чутья Джаксыбаевой хватило, чтобы не просто показать героиню статично, но и продемонстрировать ее в развитии. Это тот случай, когда не зазорно говорить об органичности: там, где актрисе не хватает драматических умений, она компенсирует это физической подготовкой.

Ксения Кутелева в образе Анни Салливан походит скорее на Мэри Поппинс, чем на специалиста по коррекционной педагогике. Оттого "Сотворившая чудо" больше выглядит сказкой, чем историей жизни реальной, хоть и мифологизированной уже американки. Сказочную идею поддерживает и сценография: художник "Бункера" Элена Будникова в качестве декораций к спектаклю выбрала голое "дерево желаний", которое, к тому же, в конце спектакля срабатывает на интерактив.

Свое "Чудо" "Бункеру" через несколько недель вполне можно продавать как волшебную рождественскую сказку для взрослых. Потому что когда дело касается истории Элен Келлер, трогает и вдохновляет даже сухой пересказ ее биографии. И хотя для театрального продукта "слезовыжимание" - не самая почетная миссия, но если речь заходит о чудесах наяву, не стыдно сделать исключение.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!