2016-й: театральные итоги года

Фотография - 2016-й: театральные итоги года

Високосный 2016-й, тяжелый для страны и лично для многих, неожиданно обернулся в Казахстане настоящим театральным бумом.

2094 0

В этом году театральное сообщество страны наладило громадное количество международных контактов. В Алматы приезжали десятки зарубежных театральных экспертов, и их визиты вылились как в совместные проекты, так и в образовательные программы.

Московские критики Елена Ковальская и Кристина Матвиенко, в ноябре посетившие Казахстан, заверили: современный театр в нашем регионе вышел на новый уровень и скоро станет важнейшей дисциплиной из всех культурных.

Стараниями директора театрального фестиваля "Откровения" Ольги Султановой спектакли местных команд посмотрели эксперты не только из России, но и из других стран СНГ и Европы.

Первый казахстанский независимый театр ARTиШОК в уходящем году создал несколько копродукций, в которых приняли участие драматург из Украины Наташа Ворожбит и российский режиссер Борис Павлович (премьера его спектакля в алматинском театре состоится в феврале будущего года).

В одной только Алматы появились десятки новых спектаклей – как показанных только один раз, так и закрепившихся в городской афише. Причем это были работы такого качества, что из них в самом деле сложно и интересно выбирать лучшие.

Традиционно в конце декабря я составляю топ самых важных событий и имен для Today.kz.

2016-й открыл для казахстанцев множество новых театральных имен, а также напомнил о давно знакомых, но ушедших из поля зрения. Как перформер, художник и композитор в театре заявила о себе Дарья Спивакова, приложив руку к сайт-специфик проекту "Целоваться с деревьями", а также спектаклям "А рыбы спят?" и "Психоз 4.48". Лермонтовский театр напомнил публике об Ирине Симоновой, которая громко вернулась в качестве режиссера в детский театр, поставив красочную музыкальную сказку "Финист – Ясный сокол", ставшую хитом у зрителей всех возрастов. Неожиданностью стала работа в русской драме Дмитрия Билова, который примерил к труппе государственного театра европейский стиль в спектакле "Андалузское проклятие".

Фото -

Но по-настоящему победы в номинации "Возвращение года" заслужил Виктор Немченко, который исчезал из театральной среды на десяток лет и буквально ворвался обратно – со спектаклями "Причины жить" в Доме Культуры и "Побег из морга" в Немецком театре. Он добавил алматинскому театру эпатажа, мультимедийности и особой легкости – того, по чему мы уже начали тосковать.

"Дебютом года" предлагаю отметить режиссера Рустема Бегенова – он вернулся в родной Алматы из Москвы, где учился и работал у Бориса Юхананова, художественного руководителя "Электротеатра Станиславский". О Бегенове говорят, что он не знает другого театра, кроме современного, и все почерпнутые в российской столице экспериментальные приемы он вложил в свой первый спектакль – "Медея. Материал". Уникально, что "Медея" представляла Казахстан на фестивале NET ("Новый Европейский театр") в Москве, будучи спектаклем из Азии.

Таким подъемом театр в первую очередь обязан менеджерам. "Театральным менеджером года" объявляется директор фестиваля "Откровение" Ольга Султанова, которая в 2016 году реализовала едва не самый важный проект – образовательный. Ее стараниями участники алматинских театральных компаний смогли съездить на крупнейшие фестивали в соседние страны: фестиваль "Золотая маска" в Москве, Майский шоукейс в Санкт-Петербурге, "ТеАрт" в Минске, High Festв Ереване.

Анастасия Тарасова, в этом году впервые начавшая работать как продюсер спектаклей, становится "Продюсером года". Актриса и директор ARTиШОКа год за годом доказывает, что делать много, очень много работы – ей по плечу. Именем Тарасовой как продюсера подписаны два самых заметных спектакля театра в 2016 году – "Уят" и "История уродства", кроме этого, благодаря ей, за год родилось множество других работ, созданных в рамках проекта поддержки независимых театральных режиссеров "Время действовать" ("Москва-Петушки", "Психоз 4.48", "А рыбы спят?", Base Jumping).

Продолжим о тех, кто остается за сценой. В этом году практически во всех театрах без исключения я отчесала интересные находки художников-постановщиков. С Немецким театром снова стали сотрудничать Елена и Виктор Воробьевы – культовые современные художники, оформившие для театра спектакли "Ревизор" и "Побег из морга". Владимир Кужель создал в лермонтовском театре лаконичные и хулиганские декорации к "Аналузскому проклятию". Молодой художник Камилла Курманбекова для "Ахико из Актаса" в театре Ауэзова придумала потрясающий ход: эпизод, где главный герой оказывается в КарЛаге, артисты играют на кромке сцены, а вместо занавеса пространство ограничивает крупная металлическая решетка.

Фото -

Но самыми яркими были работы Юлии Левицкой и команды Artdepartment.kz – они ворвались в театральный мир из кино, применили к сценическому пространству новые приемы, и их "Медея. Материал" группы ORTA и "ЯГамлет" Немецкого театра доказали: эти работы стоят звания "Художник года".

И теперь – к бойцам "видимого фронта". Поддерживая общую тенденцию, отличились театральные актеры: на сцене случились как любопытные дебюты, так и громкие возвращения. "Актерским ансамблем года" становится команда спектакля Виктора Немченко "Причины жить" в Доме Культуры: актрисы Елена Набокова, Елена Тайматова, Елена Вовнова и Наташа Дубс. За трехчасовое действие они рассказывают о судьбе четырех муз из начала XX века, а также разыгрывают кулинарное реалити-шоу.

"Открытием года" назову пятерых новых артистов, пришедших в труппу ARTиШОКа: выпускники ЯГТИ Мунира Думан, Нурсултан Мухамеджанов, Айганым Сагынбаева, Куантай Абдимади и выпускник алматинского эстрадно-циркового колледжа Айдос Рысхан. Они впервые вышли на сцену в спектакле Галины Пьяновой "Уят", затем – в "Истории уродства" Антона Болкунова. В составе ARTиШОКа новые артисты уже репетируют два премьерных спектакля, а также принимают участие в других проектах театра. Их отличает не только особая юная энергетика, но и крепкая театральная школа – это отметили, в том числе, и постоянные зрители ARTиШОКа.

Фото -

Что до индивидуальных актерских работ, то за уходящий год действительно поразить публику смогла актриса с опытом, регалиями и устоявшимся амплуа. Но именно выходу из амплуа она обязана этому мощнейшему эффекту: за роль Марии Юзефы в спектакле "Андалузское проклятие" "Актрисой года" становится заслуженный деятель Казахстана Ирина Лебсак. Ее образ оказался такой силы, что сложно поставить рядом с ним равный мужской. Поэтому в актерской категории в этом году Лебсак – единственная и недосягаемая.

Фото -

Зато в режиссерской категории отмечу сразу двух постановщиков: Наташа Дубс (за "Ревизора") и дебютант Антон Болкунов (за "Историю уродства") получают "Режиссера года". В своих спектаклях они оба говорили особым, пока экзотическим для отечественного театра, языком. И "Ревизор", и "История уродства", стараниями постановщиков, привнесших в эти работы чудаковатую эстетику, породнивших несовременные тексты с современностью, стали важнейшими событиями театрального года.

И главную номинацию - "Спектакль года" - получает несомненно самый громкий проект 2016-го. Этот проект объединил политолога Досыма Сатпаева, драматурга Наташу Ворожбит и режиссера Галину Пьянову. Он собрал почти два десятка артистов, был профинансирован двумя фондами и разобрал по пунктам сложную, важную и чрезвычайно злободневную тему. Он был сыгран на двух языках, причем это был первый в стране опыт, когда современный, неклассический, театр полноценно заговорил по-казахски. Речь о спектакле "Уят" театра ARTиШОК – явлении столь же культурном, сколько и социальном, и политическом, самом обсуждаемом, пожалуй, спектакле за всю историю страны.

Фото -

Насыщенный театральный 2016-й уже проложил дорогу театрам в следующий год, который должен вести современное искусство Казахстана к новым вершинам. Уже понятны многие планы, но современный казахстанский театр известен в большей мере сюрпризами и неожиданностями – о них мы будем разговаривать весь 2017 год.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!