На зеркало неча пенять

Фотография - На зеркало неча пенять

Фото из открытых источников

О спектакле "Национальный план развития" театра Dirty Deal Teatro.

1739 0

Документальный спектакль из Риги "Национальный план развития" показали в Алматы в гостевой программе фестиваля "Откровение".

"Национальному плану развития" уже пять лет. Авторы возили его в несколько стран мира, но признались: казахстанская публика как-то особенно радовалась спектаклю. А как иначе: если бы мы не смеялись над тем, о чем говорит в своем моноспектакле Янис Балодис, то давно погрузились бы в депрессию всей страной. "План" - это чересчур о нас, а юмор – последняя из возможных защитных реакций.

В спектакле Балодис анализирует план развития Латвии до 2020 года – реально существующий документ, принятый к исполнению несколько лет назад. По тем цитатам, что приводит автор, понятно: от нашей стратегии "Казахстан-2050" латышский аналог отличается немногим.

Но рассказать о серьезном (хотя повторюсь: отношение всерьез может быть чревато) документе в форме стэнд-апа – такого в Казахстане еще не видели. Когда рассматривая программу "Откровения", кто-то спрашивал, а где, мол, комедии, отчего вы везете только драмы, сложно было себе представить, что роль комедии возьмет на себя спектакль с самым длинным и самым "скучным" названием.

Итак, публика смеялась. Публика танцевала. Публика обнималась и обсуждала взахлеб. А сам Балодис вроде ничего веселого и не делал: он просто перечислял, на что Латвия тратит государственный бюджет – на программу, на поддержку программы, на разъяснение программы, на разъяснение программы поддержки программы и на разъяснения программы по разъяснению программы поддержки программы. Кажется, мы все это уже где-то слышали.

Ключевым пунктом в плане, по названию которого озаглавлен спектакль, говорит Балодис, стал пункт о том, что к 2020 году все латыши будут счастливы. И актер выходит в зал и спрашивает зрителей: счастливы ли вы? Что делает вас счастливыми? А потом объясняет: во всех городах, где показывали "Национальный план развития", набор поводов для счастья у людей примерно одинаков. И все эти поводы никакого отношения не имеют ни к каким государственным программам.

А потом он вдруг заявляет то, о чем мы все хотя бы однажды думали: на самом деле государственная стратегия преследует только одну единственную цель, о которой дословно, само собой, нигде не говорится. Эта цель – как бы помягче выразиться – обмануть всех. В русских субтитрах к спектаклю слово было употреблено иное, его я не могу использовать в этой колонке, но чтобы понятно и печатно – на английском Балодис произнес это как "f*ck".

"Национальный план развития" - это жесткий политический театр. По словам создателей спектакля, к ним на показы в Латвии не раз приходили члены партий, в том числе тех, о которых речь идет в самом тексте. Нам удивительно представить это, но никто не пытался спектакль запретить (хотя он – сюрприз! – так или иначе финансировался из госказны). В этом, пожалуй, основная разница между Латвией и Казахстаном в контексте "Плана", хотя сходств все-таки масса.

Создатели "Плана" говорят честно: рецепта счастья у них нет (как нет его и в плане развития Латвии до 2020 года). В нашей стратегии "Казахстан-2050", впрочем, нет его тоже. Но финал спектакля оказывается в этом смысле вполне себе побуждением к действию. Он о том, что важнее стратегий, тактик и задач: об отношениях между людьми. Балодис просто пригласил на сцену пятерых людей наугад, стал шестым – и эта шестерка превратилась в три обнимающиеся пары. Просто так, без стратегий и государственного финансирования.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!