Smart is the new sexy

Фотография - Smart is the new sexy

Фото из открытых источников

О спектакле "Топливо" Pop-up театра.

1765 0

Ученые – это новые рок-звезды. Продукты массовой культуры последних лет предлагают публике именно таких кумиров. Физики, сыщики, программисты, юристы, математики, философы и прочие, простите, задроты – вот они, кумиры современного поколения.

Спектакль "Топливо" продолжил документальную программу театрального фестиваля "Откровение", который продлится в Алматы до понедельника. Первым доком гостевой программы, который увидели зрители, стал "Национальный план развития" из Риги, третьим и последним будет "ВЯТЛАГ" московского Театра.DOC. Для Казахстана, где документальный театр только начинает обретать голос и хотя бы минимальную значимость – настоящий вызов. Рассмотреть, расслышать, расчувствоваться.

"Топливо", спектакль театра Pop-up из Санкт-Петербурга, рассказывает о Давиде Яне, основателе ABBYY. Точнее даже нет так: в "Топливе" Ян рассказывает о себе сам: устами актера петербургского театра "Мастерская" Максима Фомина.

Пьеса Евгения Казачкова "Топливо" - чистый вербатим, дословная драма. Драматург много часов провел общаясь с Давидом Яном, а на основе интервью создал текст для театра. До актера и режиссера речь героя дошла без правок, но и без интонаций. И героя спектакля, как и текст, в итоге создали компилятивно: в нем немного самого Давида Яна, немного актера Максима Фомина и немного постановщика Семена Александровского. Так персонаж спектакля зажил совершенно собственной жизнью. Если не сказать – жизнями – благодаря мультимедиа.

События, о которых идет речь в спектакле, охватывают период из жизни Яна начиная с его поступления в Московский физико-технический институт и заканчивая его окончанием. Но в эти годы с героем случается немыслимое количество событий, причем таких, которые переворачивают не только его собственную жизнь, но и мировой уклад. Персонаж рассказал, как и зачем он придумал Abbyy Lingvo и Fine Reader и почему он привез флешмоб в Россию. И история получилась такой небанальной – не оторваться.

По сенсорному восприятию просмотр "Топлива" больше всего напоминает чтение книги. Публике не предлагается особенных зрительных впечатлений, но оторвать взгляд от актера все равно невозможно. Поэтому сравнение с прослушиванием аудио даже не напрашивается, несмотря на то, что приходится воспринимать в "Топливе" практически исключительно текст. Фомин проговаривает этот текст так, как он мог бы звучать в голове читающего: скоро, почти бесстрастно, ритмически точно, и при этом прекратить его слышать и слушать невозможно, нельзя, не хочется.

Максим Фомин во всей этой истории больше рассказчик, чем герой, но его не упрекнешь в неискренности. Он далек от психологизма, однако и не дает спектаклю превратиться в стенд-ап, хотя формально в "Топливе" можно усмотреть и первое, и второе.

Технически "Топливо" - очень простой спектакль. В нем шесть статичных софитов, в свете которых артист работает все время действия (всего 70 минут, к слову), и экран. На полотно время от времени проецируются эпизоды из жизни людей в разные годы, о которых упоминает герой, а иногда - изображение самого персонажа, и тогда монолог героя становится его диалогом с самим собой. Это и для того, чтобы удерживать внимания зрителей, и, вероятно, чтобы подчеркнуть: внутренний диалог для думающего человека всегда лучше внутреннего монолога.

Но несмотря на кажущуюся простоту, "Топливо" - точный, до буквы, до звука выверенный высокопрофессиональный продукт. Он математически безупречный – настолько, что прототип главного героя, кандидат физико-математических наук, может гордиться таким результатом интервью с драматургом. "Топливо" демонстрирует, что в документальном театре, замкнутом на тексте, остается еще масса других возможностей – как творческих, так и прикладных.

Александровский и Фомин своим спектаклем с одной стороны соблюдают правила дотошно, с другой – разрушают тотально все. В этом смысле особенно интересна концепция существования спектакля и самого Pop-up театра географически: он появляется на карте там, где есть место, и тогда, когда есть желание.

Таким способом и создается новый театр, когда пьеса – это дословное интервью, театр – это вчерашний гараж, а ум – это новая сексуальность.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!