Дорогой дневник

Фотография - Дорогой дневник

Фото: Диана Балаян

О спектакле "ВятЛаг" Театра.DOC.

1485 0

"На завтрак дали вареные пшеничные зерна. Очень вкусные. Я дал зарок, когда буду на свободе, то по воскресеньям на завтрак буду готовить такую еду, чтобы потом вспомнить, как это было вкусно в голодное время".

Спектакль "ВятЛаг" - это зачитанные вслух дневники раскулаченного латышского крестьянина Артура Страдиньша, которые он вел, находясь в лагерях. Единственный целый год, который сохранился на бумаге – 1942. С 1 января по 31 декабря – день за днем рассказывает о том, что происходило с пленными в ГУЛАГе, Борис Павлович.

Борис Павлович, режиссер, педагог и актер, создал спектакль "ВятЛаг", чтобы помочь кировскому студенту Леониду Ковязину. Ковязина задержали в Кирове в сентябре 2012 года по подозрению в участии в массовых беспорядках в Москве на Болотной площади в мае того же года. Сам молодой человек работал на тот момент внештатным корреспондентом газеты "Вятский наблюдатель", а на видео с беспорядков появляется всего на секунду. Эта секунда стала поводом к его задержанию, в общей сложности Ковязин провел в СИЗО полтора года. Обвинение ему предъявили только оттого, что это было единственным способом освободить его – по амнистии.

Между историями Страдиньша и Ковязина, невинно осужденных, временной промежуток в семьдесят лет. Театр.DOC показывает, что по большому-то счету ничего не изменилось.

"Я раньше даже не мог вообразить, что на свете существуют такие мучения, а теперь и сам вижу, какие страшные способы применяют в коммунистическом государстве, которое считается государством трудящихся, где человек свободен и не подвержен эксплуатации другим человеком. Лгут и лгут, и сами лгуны понимают, что это не так. Как красиво лгут те, у кого нет никаких моральных основ".

Записки Страдиньша Павлович читает с улыбкой. Но об этом нельзя говорить однозначно как о режиссерском приеме: режиссер в обычной жизни говорит точно так же. Хотя автор спектакля подчеркивает: и Страдиньша, и Ковязина объединяет то, что ни один из них не озлобился после заключения. И тот, и другой, уже оказавшись на свободе, знали, кто их предал, кто на них донес и указал, но нашли в себе силы для прощения.

В Москве вместе с Борисом Павловичем в спектакле участвует обычно жена Леонида Ковязина – Евгения Тарасова. Когда "ВятЛаг" выезжает, женскую роль в спектакле исполняет Ольга Павлович – жена Бориса Павловича. Образ, который воплощают обе женщины, это – Мирдза, жена Страдиньша, которой, по всей видимости, он и адресует свои записки. Ее роль невелика: она поет латышские песни и просто слушает.

"Прошел год, как расстался со свободой и Мирдзой. Где ты, дорогой друг жизни? Суждено ли мне пройти через эту долину смерти, или навеки остаться в лесах Вятлага?"

О спектакле сложно говорить как о художественном произведении, поскольку сам он в сотни раз меньше контекста, в котором создавался. Поначалу "ВятЛаг" показывали в Театре.DOC, чтобы собрать средства для поддержки Леонида Ковязина. Когда того выпустили на свободу, Павлович пообещал, что спектакль будет идти, пока не выйдут из заключения все осужденные по "Болотному делу". "ВятЛаг" его автор показывает везде, где ему приходится бывать. Так спектакль попал на фестиваль "Откровение" в Алматы – у нас Павлович курировал фестивальную лабораторию инклюзивного театра.

Документальный спектакль как событие – вот главная идея "ВятЛага". Потому что самое важное случается не во время спектакля. Несмотря на то, что текст посвящен болезненному периоду в истории страны, сам спектакль не трагичный: записки Страдиньша скупые, больше бытовые, в них мало эмоций. И именно от этого вся ответственность за переживание ложится на зрителя: сочувствовать герою текста, сочувствовать фигурантам "Болотного дела", не позволять делать за себя работу мозга и сердца тем, кто делает сам спектакль.

"На крыше барака грачики. И правда, пришла весна. Кто-то эту долину смерти преодолеет, но для большинства эта весна уже последняя в жизни".

Леонид Ковязин тоже вел дневник, пока был в СИЗО. Но обнародовать его не позволяет.

После освобождения Леонид Ковязин вместе со своей женой Евгенией Тарасовой основал в Кирове театр кукол "Четыре угла".

1 февраля 2017 года у пары родился сын. Мальчика назвали Николаем – в честь общественного активиста Николая Кавказского, который вместе с Ковязиным был фигурантом "дела двенадцати" - выделенного из "Болотного дела" в отдельное производство.  



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!