Мы народ доблестный

Фотография - Мы народ доблестный

Фото: ©Марина Константинова

Рецензия на спектакль "Верна".

1339 0

Алматинский театр "Свой" показал зрителям спектакль "Верна" - выпускную работу студийцев, прошедших три ступени обучения в мастерской худрука театра Дмитрия Дягилева. Сам Дягилев руководил постановкой и вышел на сцену в главной роли.

История, положенная в основу "Верны", вобрала в себя несколько популярных фантастических (и не только) сюжетов, основной из которых - рассказ "О пропавших без вести" Джека Финнея. Он о том, как обычному ньюйоркцу предложили купить билет в один конец на Верну – планету идеальной жизни. И если бы герой не потерял веру в чудо, вероятно, он бы туда попал.

От рассказа Финнея авторы спектакля отходят в моменте описания попутчиков главного героя, которые собираются с ним на Верну. Каждому из них написали собственную историю по мотивам других произведений - от Рэя Бредбери до Януша Вишневского.

Интересно использована в спектакле антиутопическая повесть "Гимн" Айн Рэнд – историю главного персонажа повести рассказывает попутчица героя, а название "Гимн" натолкнуло авторов на острую иллюстрацию. В алматинской трактовке во вселенной "Гимна" в качестве речевки звучат строки "Мы народ доблестный, дети чести, на пути к свободе жертвовали всем" - подстрочный перевод старого гимна Казахстана.

Неожиданный политический акцент в самом обычном, в общем-то, студенческом спектакле "Верну" несомненно украшает и дарит ей новые смыслы, устраивая практически сюжетный твист: "Мы народ доблестный" звучит в спектакле дважды, в начале и конце, и каждый раз это – болезненное выныривание из фантазийного мира в реальный контекст.

У "Своего" в целом и в частности у Дмитрия Дягилева давняя любовь к визуальной составляющей стимпанка, оттого стилистике театра так подходит классическая фантастическая проза. "Верна" художественно оформлена в соответствии с этой субкультурой: от героев, одетых по викторианской моде, до музыкального решения спектакля, замешанного на лязгающих звуках паровых машин.

"Верна", несмотря на то, что это любительский спектакль, в большинстве своем созданный силами тех, кто еще девять месяцев назад к театру особого отношения не имел, выглядит цельным художественным произведением. В часовое представление режиссер Дмитрий Дягилев вместил интересные истории, решив их в аутентичной стилистике, и при этом подобрал образы для своих студийцев так, чтобы им было комфортно существовать внутри них. Для первого опыта на сцене это важно, и оттого ему практически получилось избавить спектакль от фальши и наигрыша.

Педагоги "Своего" Дмитрий Дягилев и Мстислав Ячменев, которые отвечали за основную историю спектакля (сыграли того, кто покупает билет на "Верну", и того, кто его продает), в большей степени взяли на себя и конечный результат. И хотя разница между учителями и учениками довольно заметная, она от "Верны" не портит основного впечатления.

У "Своего" получился симпатичный дебютный спектакль, несложный, но крепко сделанный по всем составляющим: по режиссуре, актерским работам, художественному решению. Молодому театру повезло и иметь собственную сцену, которая хоть и находится в не самом удобном районе Алматы, практически на Восточной объездной, но оснащена всем необходимым. В частности, у "Своего", единственного из независимых театров, есть на сцене поворотный круг, который не только удачно вписывается в ту же "Верну", но и смотрится абсолютно стимпанковой штукой (как, например, мотоцикл, украшенный коровьим черепом, что стоит во дворе театра).

Благодаря особенностям локации и общности интересов у всей команды у "Своего" сложился оригинальный почерк, по которому театр узнают – пока только на городских мероприятиях как перформеров, но все давно идет к тому, чтобы у труппы сложился и регулярный репертуар. И если "Свой" останется себе верен, это приведет к нему зрителей – пусть даже не по самому удобному адресу в район Восточной объездной.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!